Мигранты, менявшие постоянное место жительства в прошлом, когда в нашей стране существовал институт прописки, обязаны были выписаться со старого места жительства и прописаться на новом. Одновременно с этим заполнялись талоны убытия и талоны прибытия, в которых фиксировались сведения о мигрантах (пол, возраст, национальность и др.). Замена прописки регистрацией, по сути, мало что изменила, поскольку сохранились и процедура, и документация, заполняемая на мигрантов, меняющих место постоянного жительства. Поэтому как в прошлом, так и в настоящее время обработка отрывных талонов статистическими органами дает представление о межтерриториальной, межпоселенной и социально-демографической структуре мигрантов. В ряде городов (в том числе в Москве) существует практика регистрации временных мигрантов — граждан России, приезжающих в столицу и другие крупные города на непродолжительный срок с разными целями.
Иностранные граждане, прибывающие в Россию, заполняют миграционные карты, т.е. также проходят регистрацию, но не в паспортных столах органов внутренних дел, а в ОВИРах (отделах виз и регистрации). В нашей стране мигрант должен пройти регистрацию не позже трех дней после прибытия, тогда как, например, в Японии — не позже трех месяцев и регистрироваться не в МВД, а в муниципалитете. Нынешняя процедура регистрации в России — довольно трудная и требует больших затрат времени, а также денежных средств. Кроме того, отрывные листки регистрационных талонов иммигрантов из нового зарубежья ныне не заполняются, что сокращает базу текущего учета мигрантов, оставляет управленческие структуры без необходимой информации о миграции населения.
Источник: Демографический понятийный словарь / Под ред. А.А. Рыбаковского; Центр социального прогнозирования. М., 2003. С. 245-246.