Рейнгольд Говард

Найдено 1 определение
Рейнгольд Говард
(Rheingold Howard, Рэйнгольд Говард) (род. 1947) американский социолог, коммуникативист, исследователь в сфере виртуалистики. Сферой научных интересов и изысканий Рейнгольда является изучение современной медиасферы, процессов и закономерностей ее развития, социальных, политических и культурных факторов и предпосылок этих процессов, а также их последствия с точки зрения социальных процессов в реальном обществе, закономерность функ ционирования которых, по мнению ученого, применима и к цифровым сообществам. Г. Рейнгольд родился 7 июля 1947 в городе Финикс, штат Аризона. Первоначально объектом исследовательского интереса ученого являлись возможности человеческого разума, затем внимание Рейнгольда переключилось на компьютерные технологии, которые рассматривались социологом как механизм, расширяющий и усиливающий потенциал когнитивных ресурсов человека (монография «Инструменты мышления», 1984). Также в начале XX столетия Г. Рейнгольд приступил к изучению системы общения пользователей ПК, осуществляемого посредством коммутируемых телефонных сетей. Под руководством исследователя в 1996 году был создан Electric Minds — «Центр виртуального сообщества», который вошел в десятку лучших сайтов того года. Г. Рейнгольд являлся редактором The Whole Earth review и The Millennium Whole Earth Catalog. Преподавал в Стэнфордском университете в 2005 году социологический курс «Как поддерживать сотрудничество», затем в рамках этой темы, при сотрудничестве с Институтом будущего, был создан портал The Cooperation Commons. Рейнгольд читает лекции по интернет-сообществам и новым медиа в Стэнфордском университете, постоянно приглашается в качестве лектора в Институт креативных технологий, а также создает обучающие онлайн-курсы. В 1993 г. Г. Рейнгольд опубликовал книгу «Виртуальное сообщество», где изложил теорию и впервые обосновал столь популярный сегодня термин. Г. Рейнгольд открыл новое научное дискуссионное поле, объявив и охарактеризовав появление социальной реальности, существующей в качественно иной форме. По Рейнгольду, «виртуальное сообщество» — это социальное образование, которое появляется на основе практики компьютерно-опосредованной коммуникации в интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии в течение длительного времени и с присущими человеческими чувствами для формирования личных отношений в новом пространстве. Г. Рейнгольд считает, что все действия, производимые людьми в виртуальных сообществах, абсолютно эквивалентны реальным, единственным различием между ними является медиатор взаимодействия — текст. Все закономерности социального мира применимы к виртуальному. Г. Рейнгольд демонстрирует феноменальные прогностические способности, говоря о том, что в будущем появятся такие устройства, которые позволят делиться информацией абсолютно любого типа в режиме реального времени, а основные открытия в этой сфере будут принадлежать молодым, экспериментальным предприятиям и любительским объединениям, в качестве примера (актуального на момент написания данной статьи) можно привести портал Kickstarter. Г. Рейнгольду принадлежит термин «смартмоб» — «умная толпа». Этот феномен, выявленный ученым и описанный в книге "Smart Mobs: The Next Social Revolution", вышедшей в 2002 году, обозначает самоорганизующееся сообщество, которое использует для связи и координации своих участников новые информационные технологии. Особенность такого сообщества заключается в децентрализованности его системы и более высоком интеллектуальном уровне коллективного поведения. Смартмоб организуется по неофициальным каналам, а вероятная сфера влияния такой связи очень велика, на основе чего Г. Рейнгольд делает вывод о том, что государственные структуры всегда будут пытаться взять под контроль эту систему взаимодействия.
Литература Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. М.: Фаир-пресс, 2006. Rheingold H. The Virtual Community. Mass: The MIT Press, 2000. Rheingold H. Net Smart: How to Thrive Online. Cambridge: The MIT Press, 2014. Rheingold H. Mind amplifier: Can our digital tools make us smarter? New York: TED Books, 2012. Л. Макарова

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016