РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
применение социологических методов исследования религиозной жизни общества с позиций какого-либо конкретного вероисповедания и в интересах соответствующих организаций религиозных. Начальный опыт создания Р. с. на христианской основе возникает на рубеже XIX и XX вв. и связан с двумя тенденциями в социальной мысли христианства того времени. Первая тенденция, возникшая из либерального движения в протестантизме, выражала намерение использовать социологические знания для приближения христианства к реальному состоянию общества. Конечной целью считалось реформирование общества в духе христианских идеалов и преобразование его в Царство Божие на земле. Идейным вдохновителем считается конгрегационалистский священник, лидер «социального евангелизма» Вашингтон Глэдден (1836-1918). Одним из инициативных центров стала Хартфордская семинария (США), регулярно проводившая летние школы по социологии. При этом изначально была поставлена задача размежевания конфессиональной социологии как с христианским социализмом, так и с квазирелигиозным пониманием социологии в духе учения Конта. Вторая тенденция состояла в попытках дать социологическое объяснение взаимосвязи религии с историей общества, экономикой, социальными институтами, общественными нравами (см. Булгаков, Б у т , Введенский, Трёльч, Самнер, Смолл). Здесь наблюдалось тематическое разнообразие - это могли быть исследования влияния религии на хозяйственное поведение верующих, поиск свидетельств религиозного воздействия на социальные процессы и встречного воздействия общества на религию, моделирование нового типа церковности, способного сочетать требования культа религиозного с социальными потребностями верующих. В XX в. формируется новый уровень понимания смысла и целей Р. с. Созданное в 1938 г. группой социологов-католиков Американское католическое социологическое обхцество (см. Галлахер) определило в качестве программной задачи подход к исследованию социальных явлений с позиций христианских моральных норм и ценностей. При этом сами христианские установки рассматривались с точки зрения их социального значения, что требовало разностороннего эмпирического обоснования. Представители католической социологии активно включились в изучение конкретных вопросов церковной жизни, исследуя состояние приходов, религиозного образования, кадровые проблемы духовенства (см. Грили, Шонхер, Фичтер). В том же направлении продуктивно работали и социологи-протестанты США (см. Брюер, Вуд) и Европы (см. Бэйли, Рендторф, Рих). Среди европейских социологов-католиков, занимавшихся эмпирическим анализом состояния религиозности в условиях нараставшей секуляризации, наибольшее научное признание получила исследовательская деятельность Лe Бра. Идеологические коллизии XX в. и масштабная секуляризация потребовали определить место Р. с. в общем спектре социальных наук. Для некоторых авторитетных ее представителей в Европе (Леклерк) и США (Росс, Фёрфи) наиболее приемлемым было дифференцированное сосуществование со светской социологией религии. Протестантские социологи в США из числа пасторов и преподавателей теологических учебных заведений образовали «Ассоциацию христиан, обучающих социологии» и «Христианское социологическое общество», стоящие на позициях Р. с. Однако значительная часть европейских (см. Вергиер, Войе, Лейн, Рейс) и американских (см. Ассоциация социологии религии) верующих социологов избрала путь диалога и сотрудничества с приверженцами секулярного подхода. Р. с. широко использует социографию религии, сбор конкретных данных и религиозную статистику для выработки более эффективных способов деятельности служителей культа религиозного, распространения практик религиозных. С этой целью предпринимается социологическая операционализация религиозного понятийного аппарата (см. Воцерковленность). Проблема дифференциации Р. с. и социологии религии сохраняется. В Р. с. превалирует эмпирическая сторона, теоретические обобщения подчинены доктринальным установкам конкретной религии с их ценностной ориентацией на сверхъестественное. Для социологии религии принципиальное значение имеют целостное исследование религии как социального феномена, ценностно-нормативная нейтральность гипотез, языка описания и обобщающих выводов.
Источник: Социология религии. Словарь.