РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Религиозность
значимость религии в жизни индивида.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

РЕЛИГИОЗНОСТЬ
англ. religiosity; нем. Glaubigkeit. Характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и об-щностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

религиозность
характеристика сознания и поведения индивидов, проявляющаяся в их вере в нечто божественное, мифическое, что предполагает более или менее сознательную зависимость от божества (Бога) или трансцендентности, что проявляется через комбинацию веры, социальных практик, знания и эмоций. Р. может быть обнаружена как в границах определенных религий, так и за их пределами. – Литература: Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995; Wulff, D.M. Psychology of Religion: Classic and Contemporary Views. N.Y.: John Wiley & Sons, 1991.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

РЕЛИГИОЗНОСТЬ
качество индивида или группы, проявляющееся в вере и в поклонении сверхъестественному. Характерным признаком Р. является религиозная вера, включающая знание и принятие религиозных идей, представлений, догматов в качестве истинных. Степень Р. определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида, силы и глубины влияния религии на различн. сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни. К основным критериям Р. относят: совершение молитвы, исповедь, религиозное воспитание в семье, совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы, членство в религиозной общине и т. д. При составлении типологич. схем и классификации Р. выделяют следующие параметры: 1) содержание и силу религиозной веры; 2) интенсивность религиозного поведения в контексте человеческой жизнедеятельности; 3) роль и функции индивида в религиозной организации; 4) значение и роль религиозной мотивации в структуре общей мотивации индивида. Для определения степени, уровня и характера Р. используют различн. показатели религиозного сознания, религиозного поведения, действий индивида или группы в процессе нерелигиозной деятельности. Степень Р. указывает на силу влияния религии на отдельного человека; уровень Р. показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т. д.; характер Р. выявляет специфику и отличия Р. тех или иных конфессий или религиозных групп. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение, М., 1985.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

РЕЛИГИОЗНОСТЬ
состояние сознания и поведения индивидов, при котором взгляды на мир в целом, отношение к окружающему и мотивация жизненных действий основаны на вере религиозной. Единого понимания природы Р. не существует, оно зависит от мировоззренческих, научных или вероисповедных позиций объясняющей стороны. Наиболее распространены два предельно общих подхода: 1) трактовка Р. как врожденного качества индивидов, изначально и постоянно присущего человеческому естеству (при таком подходе явная или скрытая Р. усматривается в любых духовных мотивациях людей); 2) трактовка Р. как приобретенного качества, возникающего у индивидов при их взаимодействии с природной и социальной средой (при этом подходе появление Р. и ее характеристики связываются с условиями общественного бытия). В том и в другом случаях признается, что наличие Р. у индивидов - это фундаментальное условие для образования и функционирования любой религии (хотя само состояние Р. возможно и вне формальной системы институтов той или иной религии). В социологии религии встречаются оба этих подхода (первый из них преимущественно - в религиозной социологии). Неоднозначность трактовок Р. создает дискуссионность в объяснении ее критериев и в описании форм ее проявления. Одной из интерпретаций Р. стало сведение ее признаков исключительно к выполнению индивидами официально установленных в религиозных системах норм и предписаний. Существует и точка зрения, согласно которой о Р. можно говорить уже тогда, когда наблюдается общая направленность сознания людей на ценности, в основе которых лежит вера в их сверхъестественное происхождение. При этом даже полное или частичное незнание доктринальных положений, нерегулярность обрядовых действий или их несоблюдение не считаются свидетельствами отсутствия Р. Имеет место и представление о том, что Р. есть результат воздействия религии на духовную жизнь конкретных социальных и демографических групп, отдельных людей. Такое представление подразумевает, что религия является фундаментальной сущностью, а феномены Р. - ее конкретными проявлениями. Распространенность получило и расширительное толкование Р., при котором все акты духовной жизни рассматриваются как религиозные по своему существу. Каждая из отмеченных интерпретаций предполагает соответствующую специфическую операционализацию понятия Р., что осложняет его применение в эмпирической социологии религии. Р. носит индивидуальный характер, но при объединении верующих общим культом религиозным она приобретает также и коллективные признаки. Уровень Р. индивида определяется наличием религиозных проявлений в его поведении, а уровень массовой Р. - количеством верующих в тех или иных группах населения, числом практикующих верующих среди участников объединений религиозных. Степень Р. определяется влиянием установок сознания религиозного на мотивацию и поведение индивидов, интенсивностью совершаемых ими действий религиозных. Уровень и степень Р. выражаются набором эмпирически обнаруживаемых признаков, конкретных для каждого вероисповедания, которые фиксируются с помощью количественных и качественных показателей (см. Измерения религиозности, Индикаторы религиозности). Выявление устойчивых сочетаний идентичных показателей позволяет типологизировать их и проводить классификацию Р. (последовательная или «размытая», явная или латентная, институциональная или «приватизированная» и пр.). Наиболее сложным аспектом научного исследования Р. является установление достоверных критериев, т. е. таких показателей, которые бы однозначно подтверждали ее присутствие у индивидов. Обычно для выявления Р. и характеристики ее уровня и степени используются показатели соблюдения религиозного культа (участие в ритуалах религиозных, частотность выполнения религиозных практик и т. п.). Полученные по этим показателям данные поддаются статистической обработке и количественному анализу. Однако сам факт совершения религиозных действий еще не является безусловным свидетельством Р. индивида. Мотивация этих действий не всегда имеет собственно религиозную цель - она может быть связана с демонстрацией лояльности, выражать потребность в общении с другими людьми, эстетические побуждения и т. д. Кроме того, по своей форме (речевые акты, телодвижения, манипуляции с предметами) религиозные действия чаще всего оказываются идентичны нерелигиозным. Это требует раскрытия их религиозно-символического смысла, что далеко не всегда и не в полном объеме доступно средствам научного анализа. Дополнительным критерием, удостоверяющим наличие или отсутствие Р., считается самоидентификация индивида. Первичным актом при этом становится общая самоидентификация - отнесение себя к верующим (с разными градациями, например: убежденный и регулярно практикующий; убежденный, но практикующий нерегулярно; убежденный, но не практикующий), колеблющимся, индифферентным, неверующим. Признание индивидом своей Р. уточняется следующим актом самоидентификации - конкретизацией вероисповедной принадлежности (последователь какого-либо вероучения, верующий внеконфессионально и пр.). Религиозная самоидентификация это необходимый, но не достаточный показатель Р. в силу его субъективного характера. Для верификации (проверки) этого показателя выясняется наличие у индивида специфически религиозных представлений как общего свойства - о сверхъестественном, о реальности трансцендентного инобытия, о Боге, так и присущих вероучению той религии, с которой по самооценке человек себя идентифицирует. Подтверждением Р. служит также неприятие атеизма, понимаемого как отрицание действительного сверхъестественного божественного существования.

Источник: Социология религии. Словарь.



Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
1.77 мб

Религиозность как фактор профессиональной деятельности военнослужащих

Дубограй Евгений Викентиевич
В статье описывается религиозная ситуация в современных Вооруженных силах России и характерные черты религиозности российских военнослужащих, и факторы их влияния на военную службу, а также некоторые аспекты организационного и инс
Читать PDF
366.94 кб

Религиозность студентов и наркомания

Фаустова Э.
Читать PDF
342.04 кб

Религиозность в социалистическом обществе

Лопаткин Р. А.
Читать PDF
371.71 кб

Религиозность современной орловской студенческой молодёжи: состояние и проблемы

Фетисова Л. Н., Кузьменков В. А., Голубятникова Д. А.
Читать PDF
541.82 кб

Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идент

Казьмина Ольга Евгеньевна
В статье анализируются особенности религиозности православных, тесная связь религиозной идентичности с этнокультурной.
Читать PDF
128.96 кб

Религиозность и этнические идентификаци бурят агинского округа (по материалам социологического опрос

Жуков Артем Вадимович
Приведены результаты исследования этнических идентификаций агинских бурят.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность как механизм поддержания социокультурной идентичности современного индивида

Грусман Янина Владимировна
В данной статье анализируются отечественные и зарубежные теории социологов религии, религиоведов, философов, рассматривающие понятие "религиозность" в различных контекстуальных значениях: от религиозности в классической трактовке
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность современных россиян: смена форм или содержания?

Пронина Татьяна Сергеевна
Проведен анализ характера религиозности современных россиян. Выявлена зависимость между формами современной российской религиозности и историческими особенностями развития России.
Читать PDF
2.52 мб

Религиозность военнослужащих Вооружённых сил России: духовные ценности и нормы поведения

Дубограй Евгений Викентьевич
В статье описывается религиозная ситуация в современных Вооружённых силах России и характерные черты религиозности российских военнослужащих, их факторы и влияния на военную службу, а также некоторые аспекты организационного и инс
Читать PDF
128.52 кб

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ: ОБЗОР НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

Полищук Ю.И.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность в странах современного мира: сравнительный анализ

Коротаев Андрей Витальевич, Столярова Татьяна Ивановна, Халтурина Дарья Андреевна
Проведенный анализ базы данных World Values подтверждает наличие хорошо известной тенденции к снижению религиозности в процессе модернизации (например, именно с этим обстоятельством можно в очень высокой степени связать выявленную
Читать PDF
0.00 байт

Религиозность россиян и европейцев

Кофанова Е. Н., Мчедлова М. М.
Авторы материала сравнивают уровень религиозности россиян и жителей европейских стран.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • религиозность маргинальная

    религиозность, выражающаяся в том, что люди, принадлежащие к определенной церкви, редко посещают ее или время от времени ходят в любую другую церковь, относящуюся к кругу конфессиональной принадл
  • религиозность размытая

    специфическая религиозность общества постмодерна, характеризующаяся диффузностью, эклектичностью и неопределенностью. Данный тип религиозности располагается между двумя полюсами, с одной стор
  • религиозность символическая

    религиозность, выражающаяся в том, что основой религиозного выражения является этническая, культурная или статусная самоидентификация. Характерной чертой Р.С. является ее наивысшая степень неоп
  • религиозность внецерковная

    религиозность, проявляющаяся в отсутствии связи с какой-либо конкретной церковной общиной, но в наличии устойчивой религиозной самоидентификации. – Литература: Religion in Secularizing Society. The European’s Religion at
  • РЕЛИГИОЗНОГО ЛИДЕРСТВА ТИПЫ

    от лат. religio - набожность, святыня) - англ. religious leadership, types of; нем. religioser Fuhrerschaft, Typen. По M. Веберу - 3 типа религиозного лидерства: бюрократический, харизматический и традиционный. Бюрократический - это ли
  • СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА РЕЛИГИОЗНОГО

    верующие, получившие специальную подготовку и уполномоченные на выполнение выработанных той или иной религией действий по совершению культа религиозного. В силу дифференциации потребностей, уд
  • ДВИЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    способ существования больших или малых групп верующих, объединенных общими религиозными представлениями, совместным культом религиозным, авторитетными для них духовными лидерами. Понятие Д. р. п
  • СОЗНАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    состояние психической деятельности человека, основанное на представлениях о реальности иного мира или каких-то сущностей, качественно отличающихся от всего земного, посюстороннего, физически во
  • Религиозное отклонение

    Релігійне відхилення. Religious deviance. 1. Заметное отклонение в поведении верующих от общепринятых (обычных) социальных норм, определяемое их религиозной практикой и верой. 2. Религиозная девиация, связа
  • Религиозное образование

    religious education), образование в школах и др. учебных заведениях, к-рое контролируют религ. орг-ции, или преподавание в религ. духе. Во мн. школах и ун-тах обучались дети неимущих. Эта традиция находит свое
  • ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    авторитетное положение каких-либо индивидов в том или ином объединении религиозном, обусловленное восприятием их со стороны верующих как обладателей благодати {харизмы), имеющей сверхъестествен
  • МЕНЬШИНСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    объединение верующих какой-либо  религии, значительно уступающих по численности последователям доминирующих в стране или регионе вероисповеданий. В качестве М. р. обычно оказывается какая-нибуд
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ

    сочетание, взаимовлияние и взаимопроникновение одного в другое, характерное для многих наций и религий. В сознании некоторых групп людей в регионах распространения ислама, христианства, буддизма
  • ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    совокупность верующих, исповедующих общую религию и образующих различные организации религиозные или группы религиозные. Каждое О. р. существует в конкретных социально-исторических условиях и и
  • ПАЛОМНИЧЕСТВО РЕЛИГИОЗНОЕ

    индивидуальное или групповое путешествие к священным религиозным объектам или персонам, находящимся далеко от места проживания верующих. П. является разновидностью действий религиозных, осущес
  • СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ

    объявление верующим об истинности исповедуемой им религии, в подтверждение чему он приводит примеры из собственной жизни о воздействии на человека со стороны сакрального. С. р. возникает как проя
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    types of religious organization) — см. Церковно-сектантская типология.
  • ИНДИКАТОРЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ

    эмпирические показатели измерений религиозности, доступные фиксации свидетельства количественных и качественных характеристик религиозности. Установление И. р. способствует адекватному описа
  • ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ

    доступные научному описанию количественные и качественные характеристики религиозности, отражающие различные аспекты религиозной жизни индивидов, социальных и демографических групп, населени