значимость религии в жизни индивида.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
Религиозность
Источник: Словарь справочник по социальной работе
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
англ. religiosity; нем. Glaubigkeit. Характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и об-щностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
религиозность
характеристика сознания и поведения индивидов, проявляющаяся в их вере в нечто божественное, мифическое, что предполагает более или менее сознательную зависимость от божества (Бога) или трансцендентности, что проявляется через комбинацию веры, социальных практик, знания и эмоций. Р. может быть обнаружена как в границах определенных религий, так и за их пределами. – Литература: Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995; Wulff, D.M. Psychology of Religion: Classic and Contemporary Views. N.Y.: John Wiley & Sons, 1991.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
качество индивида или группы, проявляющееся в вере и в поклонении сверхъестественному. Характерным признаком Р. является религиозная вера, включающая знание и принятие религиозных идей, представлений, догматов в качестве истинных. Степень Р. определяется в зависимости от наличия или отсутствия корреляции между религиозным сознанием и религиозным поведением индивида, силы и глубины влияния религии на различн. сферы человеческой деятельности и на мотивацию индивида в повседневной жизни. К основным критериям Р. относят: совершение молитвы, исповедь, религиозное воспитание в семье, совершение обрядов, посещение богослужений, чтение религиозной литературы, членство в религиозной общине и т. д. При составлении типологич. схем и классификации Р. выделяют следующие параметры: 1) содержание и силу религиозной веры; 2) интенсивность религиозного поведения в контексте человеческой жизнедеятельности; 3) роль и функции индивида в религиозной организации; 4) значение и роль религиозной мотивации в структуре общей мотивации индивида. Для определения степени, уровня и характера Р. используют различн. показатели религиозного сознания, религиозного поведения, действий индивида или группы в процессе нерелигиозной деятельности. Степень Р. указывает на силу влияния религии на отдельного человека; уровень Р. показывает соотношение религиозного и нерелигиозного населения определенного региона, группы и т. д.; характер Р. выявляет специфику и отличия Р. тех или иных конфессий или религиозных групп. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение, М., 1985.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
РЕЛИГИОЗНОСТЬ
состояние сознания и поведения индивидов, при котором взгляды на мир в целом, отношение к окружающему и мотивация жизненных действий основаны на вере религиозной. Единого понимания природы Р. не существует, оно зависит от мировоззренческих, научных или вероисповедных позиций объясняющей стороны. Наиболее распространены два предельно общих подхода: 1) трактовка Р. как врожденного качества индивидов, изначально и постоянно присущего человеческому естеству (при таком подходе явная или скрытая Р. усматривается в любых духовных мотивациях людей); 2) трактовка Р. как приобретенного качества, возникающего у индивидов при их взаимодействии с природной и социальной средой (при этом подходе появление Р. и ее характеристики связываются с условиями общественного бытия). В том и в другом случаях признается, что наличие Р. у индивидов - это фундаментальное условие для образования и функционирования любой религии (хотя само состояние Р. возможно и вне формальной системы институтов той или иной религии). В социологии религии встречаются оба этих подхода (первый из них преимущественно - в религиозной социологии). Неоднозначность трактовок Р. создает дискуссионность в объяснении ее критериев и в описании форм ее проявления. Одной из интерпретаций Р. стало сведение ее признаков исключительно к выполнению индивидами официально установленных в религиозных системах норм и предписаний. Существует и точка зрения, согласно которой о Р. можно говорить уже тогда, когда наблюдается общая направленность сознания людей на ценности, в основе которых лежит вера в их сверхъестественное происхождение. При этом даже полное или частичное незнание доктринальных положений, нерегулярность обрядовых действий или их несоблюдение не считаются свидетельствами отсутствия Р. Имеет место и представление о том, что Р. есть результат воздействия религии на духовную жизнь конкретных социальных и демографических групп, отдельных людей. Такое представление подразумевает, что религия является фундаментальной сущностью, а феномены Р. - ее конкретными проявлениями. Распространенность получило и расширительное толкование Р., при котором все акты духовной жизни рассматриваются как религиозные по своему существу. Каждая из отмеченных интерпретаций предполагает соответствующую специфическую операционализацию понятия Р., что осложняет его применение в эмпирической социологии религии. Р. носит индивидуальный характер, но при объединении верующих общим культом религиозным она приобретает также и коллективные признаки. Уровень Р. индивида определяется наличием религиозных проявлений в его поведении, а уровень массовой Р. - количеством верующих в тех или иных группах населения, числом практикующих верующих среди участников объединений религиозных. Степень Р. определяется влиянием установок сознания религиозного на мотивацию и поведение индивидов, интенсивностью совершаемых ими действий религиозных. Уровень и степень Р. выражаются набором эмпирически обнаруживаемых признаков, конкретных для каждого вероисповедания, которые фиксируются с помощью количественных и качественных показателей (см. Измерения религиозности, Индикаторы религиозности). Выявление устойчивых сочетаний идентичных показателей позволяет типологизировать их и проводить классификацию Р. (последовательная или «размытая», явная или латентная, институциональная или «приватизированная» и пр.). Наиболее сложным аспектом научного исследования Р. является установление достоверных критериев, т. е. таких показателей, которые бы однозначно подтверждали ее присутствие у индивидов. Обычно для выявления Р. и характеристики ее уровня и степени используются показатели соблюдения религиозного культа (участие в ритуалах религиозных, частотность выполнения религиозных практик и т. п.). Полученные по этим показателям данные поддаются статистической обработке и количественному анализу. Однако сам факт совершения религиозных действий еще не является безусловным свидетельством Р. индивида. Мотивация этих действий не всегда имеет собственно религиозную цель - она может быть связана с демонстрацией лояльности, выражать потребность в общении с другими людьми, эстетические побуждения и т. д. Кроме того, по своей форме (речевые акты, телодвижения, манипуляции с предметами) религиозные действия чаще всего оказываются идентичны нерелигиозным. Это требует раскрытия их религиозно-символического смысла, что далеко не всегда и не в полном объеме доступно средствам научного анализа. Дополнительным критерием, удостоверяющим наличие или отсутствие Р., считается самоидентификация индивида. Первичным актом при этом становится общая самоидентификация - отнесение себя к верующим (с разными градациями, например: убежденный и регулярно практикующий; убежденный, но практикующий нерегулярно; убежденный, но не практикующий), колеблющимся, индифферентным, неверующим. Признание индивидом своей Р. уточняется следующим актом самоидентификации - конкретизацией вероисповедной принадлежности (последователь какого-либо вероучения, верующий внеконфессионально и пр.). Религиозная самоидентификация это необходимый, но не достаточный показатель Р. в силу его субъективного характера. Для верификации (проверки) этого показателя выясняется наличие у индивида специфически религиозных представлений как общего свойства - о сверхъестественном, о реальности трансцендентного инобытия, о Боге, так и присущих вероучению той религии, с которой по самооценке человек себя идентифицирует. Подтверждением Р. служит также неприятие атеизма, понимаемого как отрицание действительного сверхъестественного божественного существования.
Источник: Социология религии. Словарь.