РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт
РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт
комплекс чувственно-эмоциональных, волевых и умственных состояний, возникающих у индивида при переживании контакта с тем, что является для него сверхъестественным. В социологии религии наличие Р. о. рассматривается как одно из измерений религиозности. Разработкой социологической интерпретации Р. о. занимались многие исследователи религии, светские и конфессиональные, Аквавива, Бергер, Вах, Гирц, Глок, Макгуайр, ОДи, Старк, Трёльч и др. Особый интерес к исследованию социальных сторон Р. о. присущ представителям религиозной социологии и феноменологического подхода в социологии религии. Субъективность Р. о. и преобладание в нем иррациональных составляющих существенно затрудняют установление его эмпирически проверяемых показателей. Обладание Р. о. фиксируется по самооценке индивида (собственному объявлению об этом), по наблюдаемым специфическим признакам в его поведении, по признанию этого опыта в нем другими людьми. В комплекс Р. о. входят: 1) интуитивное предчувствие индивидом встречи с чем-то «совершенно иным»; 2) сложная гамма одновременно испытываемых противоречивых эмоций (страх, трепет, благоговение, восторг и др.) в отношении к неотмирному; 3) ощущение причастности к сверхъестественной реальности (тактильные акты, визуальные - видения, слуховые - голоса); 4) восприятие каких-либо объектов или событий в собственной жизни как явлений священного; 5) представление о трансцендентных основаниях повседневного бытия; 6) уверенность в откровенном характере приобретенных знаний (о видимом и невидимом мирах, о прошлом и будущем и пр.); 7) безусловное убеждение в действительности произошедшего контакта. Р. о. обретается индивидуально и всегда отражает персональные особенности испытывающего его человека. Поэтому можно утверждать о многообразии Р. о. даже при совместном исповедании индивидами одной и той же религии и совершении общих действий религиозных. Вхождение в состояния, характеризующие Р. о., происходит спонтанно. В то же время возможна и намеренная активизация этих состояний, производимая с помощью специальных практик религиозных (обряд религиозный, медитация, молитва и др.). В рамках конфессий на уровне религиозной идеологии вырабатываются стереотипные интерпретации Р. о., пути его достижения, трактовки его значения для духовной жизни индивидов и групп. Типология Р. о. может формироваться на основе различий между факторами, его вызывающими, а также исходя из степени его признания с позиций наиболее распространенных институтов религиозных.
Источник: Социология религии. Словарь.