РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт

Найдено 1 определение
РЕЛИГИОЗНЫЙ опыт
комплекс чувственно-эмоциональных, волевых и умственных состояний, возникающих у индивида при переживании контакта с тем, что является для него сверхъестественным. В социологии религии наличие Р. о. рассматривается как одно из измерений религиозности. Разработкой социологической интерпретации Р. о. занимались многие исследователи религии, светские и конфессиональные, Аквавива, Бергер, Вах, Гирц, Глок, Макгуайр, ОДи, Старк, Трёльч и др. Особый интерес к исследованию социальных сторон Р. о. присущ представителям религиозной социологии и феноменологического подхода в социологии религии. Субъективность Р. о. и преобладание в нем иррациональных составляющих существенно затрудняют установление его эмпирически проверяемых показателей. Обладание Р. о. фиксируется по самооценке индивида (собственному объявлению об этом), по наблюдаемым специфическим признакам в его поведении, по признанию этого опыта в нем другими людьми. В комплекс Р. о. входят: 1) интуитивное предчувствие индивидом встречи с чем-то «совершенно иным»; 2) сложная гамма одновременно испытываемых противоречивых эмоций (страх, трепет, благоговение, восторг и др.) в отношении к неотмирному; 3) ощущение причастности к сверхъестественной реальности (тактильные акты, визуальные - видения, слуховые - голоса); 4) восприятие каких-либо объектов или событий в собственной жизни как явлений священного; 5) представление о трансцендентных основаниях повседневного бытия; 6) уверенность в откровенном характере приобретенных знаний (о видимом и невидимом мирах, о прошлом и будущем и пр.); 7) безусловное убеждение в действительности произошедшего контакта. Р. о. обретается индивидуально и всегда отражает персональные особенности испытывающего его человека. Поэтому можно утверждать о многообразии Р. о. даже при совместном исповедании индивидами одной и той же религии и совершении общих действий религиозных. Вхождение в состояния, характеризующие Р. о., происходит спонтанно. В то же время возможна и намеренная активизация этих состояний, производимая с помощью специальных практик религиозных (обряд религиозный, медитация, молитва и др.). В рамках конфессий на уровне религиозной идеологии вырабатываются стереотипные интерпретации Р. о., пути его достижения, трактовки его значения для духовной жизни индивидов и групп. Типология Р. о. может формироваться на основе различий между факторами, его вызывающими, а также исходя из степени его признания с позиций наиболее распространенных институтов религиозных.

Источник: Социология религии. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
343.15 кб

Эпистемология религиозного опыта

Астапов Сергей Николаевич
Статья посвящена проблеме эпистемологических исследований религиозного опыта.
Читать PDF
8.41 мб

Обсуждаем статью «Религиозный опыт»

Филатов В. П., Коначева С. А., Бубнов А. Ю., Забияко А. П.
Читать PDF
404.39 кб

Классификация типов религиозного опыта

Буланова Ирина Сергеевна, Чернов Александр Юрьевич
В статье предлагается авторский подход к классификации типов религиозного опыта. Рассматриваются конфирмативный, респондентный, экстатический и ревилативный типы религиозного опыта.
Читать PDF
440.03 кб

Концепция религиозного опыта И. А. Ильина

Болотнов Г. В.
В статье анализируется концепция религиозного опыта И.А. Ильина, сформированная им в конце творческой жизни.
Читать PDF
141.82 кб

О познавательном значении религиозного опыта

Василенко Леонид Иванович
В статье предлагается исторический обзор основных концепций и проблем, связанных с понятием «религиозный опыт». Автор рассматривает учения Ф. Шлейермахера, Р. Отто, А. Бергсона, Вл.
Читать PDF
465.08 кб

Религиозный опыт исихазма: природа и функции

Пешкова Татьяна Викторовна, Быкова Татьяна Владимировна
Статья посвящена философскому анализу религиозного опыта восточно-христианских православных монахов.
Читать PDF
269.19 кб

Амбивалентность религиозного опыта телесности

Гутов Е. В.
В статье дается анализ религиозно-экзистенциального опыта телесности на примере концепций П.Тиллиха и Ж.Батая.The article gives an analysis of existential religious experience of bodiness as it is expressed in conceptions of P.
Читать PDF
128.21 кб

Арианство как рационализация религиозного опыта

Земецкий Н.Г.
В статье исследуются богословско-философские идеи понимания Бога авторами III-IV вв., которые принадлежат к гетеродоксальному направлению мысли под общим названием арианство.
Читать PDF
590.85 кб

Языческие формы религиозного и мистического опыта

Волкова Антонина Никитична
В статье излагаются авторские представления о языческой (чувственной) форме религиозного и мистического опыта на основе исторического анализа и современных научных представлений.
Читать PDF
572.27 кб

О возможности научного понимания религиозного опыта

Усачев А. В.
В работе рассматриваются несколько проблем. Главная из них состоит в стремлении подлинно понять смысл и сущность науки.
Читать PDF
77.77 кб

Религиозные практики: опыт дефиниции и классификации

Свиридова Любовь Олеговна
Критически оцениваются попытки определить понятие «религиозная практика» как некий аналог народной неписьменной традиции, а также попытки противопоставить при изучении религиозных практик «деятельность» и «слово».
Читать PDF
220.06 кб

Религиозный опыт как предмет философского осмысления

Ватман Семен Викторович
Читать PDF
144.10 кб

Флоренский о религиозном опыте и религиозной догматике

Павлюченков Николай Николаевич
Главная тема данной статьи представление свящ. Павла Флоренского о религиозной догматике и ее непосредственной связи с религиозным опытом.
Читать PDF
90.71 кб

Религиозный опыт Николая Федорова и космическое сознание

Режабек Б. Г.
Осмысление идей русского мыслителя Н.Ф. Федорова о космической задаче человечества, необходимости его объединения, экологического и психологического преображения и др.
Читать PDF
195.66 кб

Религиозный опыт: на перекрестке множественных реальностей

Астахова Лариса Сергеевна
В статье анализируется проблема определения религиозного опыта как опыта взаимодействия различных полей реальности. Религиозный опыт рассматривается здесь как внутренний опыт и как личная встреча с Богом.