РЕНДТОРФ Труц

Найдено 1 определение
РЕНДТОРФ Труц
(р. 1931) - немецкий лютеранский теолог, профессор Мюнхенского университета, автор ряда исследований по проблемам церковно-государственных отношений в русле идей религиозной социологии. Характеризуя социологический подход к религии, Р. полагает, что он не должен ограничиваться только эмпирическим изучением церковного поведения верующих. Вслед за Трёльчем Р. предлагает рассматривать объединения религиозные в контексте их социального существования и функционирования в условиях различных типов государства («Власть свободы. Отношение протестантизма к государству и демократии», 1987). Такое восприятие побуждает, по его мнению, включать в предметную область социологии религии также и широкий круг самых разных социальных явлений, требующих религиозного осмысления. Р. ставит вопрос и о более глубоком понимании секуляризации. В отношении к этому процессу нельзя ограничиваться констатацией только внешних признаков, указывающих на «расцерковление» общества. Применительно к христианской среде, по мнению Р., при секуляризации раскрывается глубинный духовный потенциал христианства через усвоение обществом в светской форме выработанных этой религией способов поведения и нравственных установок. Р. считал, что социология религии помогает понять новый облик религиозных объединений. Современные религиозные общины отличаются, по его наблюдениям, от традиционной модели церковного прихода. Былое сочетание религиозных устремлений прихожан с их нравственными, экономическими, политическими и иными потребностями, позволявшее церковным организациям оказывать постоянное влияние на повседневность верующих, ныне утрачивается и замещается формальным членством без сколько-нибудь заметного присутствия религиозных мотивов в обыденной жизни. Это приводит к дифференциации общины, появлению в ней узкого «ядра» участников с доминирующими религиозными интересами и основной массы верующих с невысокой религиозной активностью, степени которой различаются лишь небольшими градациями. Анализируя общее положение религии, Р. обращает внимание на взаимное соответствие плюрализма религиозного (особенно выделяя его протестантскую модель) и современного понимания демократии. Религиозная свобода и свобода политического выбора не означают отсутствия упорядочивающих и ограничивающих начал. Исторический опыт показывает, замечает Р., что исповедание религии населением и политика государства в церковной области должны быть в сбалансированных взаимоотношениях. Основа непротиворечивого сосуществования светского и религиозного определяется вероучительным объяснением природы государственной власти как божественного установления. Следует исходить из четкого разграничения компетенции институтов религиозных и «власти кесаря». Светское начало (государство) упраздняет теократию и клерикализм, но именно для того, чтобы обеспечить всем гражданам равные возможности свободного исповедания религии. Верующие, в свою очередь, должны воспринимать государство как явление божественного порядка и быть законопослушными его гражданами. В случае перехода государства от авторитарной к демократической форме устройства религия не утрачивает в нем опоры и содействия, поскольку политическая свобода вполне совместима со свободой религиозного самоопределения. С этой точки зрения, как полагает Р., процесс секуляризации обретает положительный смысл, заключенный в том, что он преодолевает конфессионализм в государственно-политической жизни и тем самым дает больший простор сотрудничеству граждан различных вероисповеданий.

Источник: Социология религии. Словарь.