РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Найдено 1 определение
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ
способность данных адекватно отобразить свойства описываемого ими явления. Большое значение здесь имеют:
— правильный отбор объектов для сбора данных;
— определение набора существенных признаков для измерения;
— достаточное количество объектов;
— соответствие данных формулировке задачи, для решения которой осуществляется сбор данных.
Именно Р.с.д. во многом определяет, насколько пригодной для подготовки и принятия решения будет полученная после обработки этих данных информация.
Термин Р.с.д. наиболее часто связан с проведением эмпирических исследований социальной сферы. В данном случае под Р.с.д. понимается такое ее свойство, при котором обеспечивается приемлемый (допустимый, заданный) уровень отклонения количественных значений наиболее важных характеристик (критериев) некоторой части множества изучаемых объектов (выборочной совокупности) от их значений во всей совокупности (генеральной). Максимальная величина названного отклонения по какой-либо из критериальных характеристик образует ошибку репрезентации. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5%), называется репрезентативной. Репрезентативность первичной социологической фактуры позволяет исследователю распространять на всю генеральную совокупность выводы и закономерности, обнаруженные в выборочной совокупности.
Указанное наиболее характерно при проведении количественных исследований. В качественных исследованиях, как правило, отбор респондентов осуществляется в условиях, когда генеральная совокупность неизвестна. Более того, в маркетинговых исследованиях нередко ставится самостоятельная задача реконструкции или общей оценки характера и структуры генеральной совокупности. В целом качественные методы применимы к целевым (неслучайным) выборкам, основанным на специальных процедурах отбора респондентов по заданным критериям. Однако результаты проведенного качественного исследования могут быть оценены как репрезентативные, если полученные ответы респондентов (скажем, с помощью метода интервью) стабилизируются по определенным признакам, начинают содержательно повторяться, и новая информация перестает появляться в поле исследования при увеличении количества опрашиваемых.
Признание результатов эмпирического исследования репрезентативными предполагает проведение процедур триангуляции (сравнение различных источников информации, различающихся по времени, месту и иным признакам). На практике достижение Р.с.д. существенно упрощается, если социолог работает в пределах гомогенных (однородных) генеральных совокупностей и руководствуется признаками социальной типичности при отборе респондентов и социальных явлений.
П.В. Попов
Лит.: Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998; Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Либроком, 2009; Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009; Тезаурус социологии: Темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. Кн. 2: Методология и методы социологических исследований. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013; Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. М.: ЦСП, 2006.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.