РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В СССР

Найдено 1 определение
РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА В СССР
конкретно-исторический опыт осуществления программы по национальному вопросу, соответствующей национальной политики, результатом которого было установление новых межнациональных отношений. В Российской империи национальный вопрос занимал одно из центральных мест в общественно-политической жизни страны. Его значение, сложность и острота обусловливались тем, что нерусские национальности составляли большинство населения (57%), необычайно пестрой была этническая структура населения (около 200 наций, народностей, этнических групп), весьма сложными и запутанными были исторически сложившиеся взаимоотношения между народами во многих регионах: национальные окраины нередко находились на докапиталистическом уровне развития и отличались крайней отсталостью; межнациональные противоречия и конфликты часто переплетались с религиозными. Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Решение этих сложнейших вопросов, в том числе проблем формирования новых взаимоотношений между народами, потребовало глубокой разработки теоретических положений, программных задач во всех областях, связанных с планами социалистического строительства. Первым законодательным актом Советского правительства по национальному вопросу была «Декларация прав народов России». Впоследствии было принято много других официальных документов по данному вопросу.
Одним из значительных шагов в решении национального вопроса после победы Октябрьской революции было создание многими народами своей национальной государственности. В процессе самоопределения складывались различные формы национальной государственности: советская республика, автономная республика, автономная область, национальный округ. Имели место и разные формы административно-территориального устройства для компактно проживающих этнических меньшинств (сельские, районные, волостные национальные Советы). Однако деление единой многонациональной России на национально-территориальные образования изначально было непродуманным, противоречивым шагом. Раздел территорий был осуществлен произвольно, в нем сразу же были заложены противоречия, которые дали себя знать спустя десятилетия. Республики-государства, получившие свои названия по названиям наций коренных, реально по фактическому составу населения представляли собой полиэтнические образования. Кроме того, разные этносоциальные общности получили разную степень суверенизации: одни — статус союзных республик, другие — автономных. Многие народы оказались в многоступенчатом подчинении: автономные республики входили в состав союзных республик; автономные области в состав краев; национальные округа были в составе края или области.
В соответствии с принципами провозглашенной национальной политики Советское правительство признало независимость и право на самостоятельное государственное существование Польши, Финляндии, Латвии, Л1^твы, Эстонии, входивших ранее в состав Российской империи. Образовались Украинская, Белорусская, Азербайджанская и др. советские республики. Были провозглашены Туркестанская, Башкирская, Татарская, Чувашская, Марийская, Удмуртская, Карельская и другие автономные республики и области. Образование СССР в декабре 1922 г. было торжеством ленинской национальной политики. Дальнейшее развитие многонационального государства шло по пути совершенствования национально-государственной структуры и наиионально-государственных взаимоотношений. Если к началу 1923 г. в стране имелось 33 национально-государственных и национально-территориальных образования, то к 1937 г. их число возросло уже до 51, среди них было 11 союзных республик, 22 автономные республики, 9 автономных областей и 9 автономных (национальных) округов. В центре национальной политики Советского государства находилась практическая деятельность по преодолению огромной отсталости многих народов страны. Для решения этой труднейшей задачи были обеспечены ускоренные темпы роста их экономики и культуры. Если в центральных промышленных регионах за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) объем промышленного производства возрос в 2 раза, то в национальных республиках и областях — более чем в 3,5 раза, а в республиках Средней Азии — почти в 5 раз. За годы двух первых пятилеток (1928-1937 гг.) валовая продукция крупной промышленности в целом по СССР увеличилась в 9 раз, а в Киргизии — в 94 раза, в Таджикистане в 157 раз. Не менее выразительными были достижения культурной революции в национальных республиках.
Так, если в начале 20-х гг. национальные районы и республики по уровню грамотности отставали в десятки раз от тоже не высокограмотных регионов центра страны, то уже к 1939 г. этот уровень вплотную приблизился к среднесоюзному. В деле ликвидации фактического неравенства народов важную роль сыграла прямая помощь национальным республикам. Так, бюджеты ряда союзных республик в течение десятилетий покрывались в своей расходной части главным образом за счет общесоюзных дотаций. В национальные республики направлялись многочисленные отряды специалистов, научных работников, инженеров, работников высшей школы и др. квалифицированных кадров. Кроме того, по направлениям республик в вузы центральных городов страны на льготных условиях зачислялись представители коренных народов. В самих республиках создавалась сеть собственных вузов, научных центров. Важное значение имел процесс коренизации государственных органов и их аппарата в национальных республиках. Для 56 ранее бесписьменных народов была создана письменность, появилась возможность вести обучение в школе на родном языке.
В результате огромной созидательной деятельности, выдающейся роли русского народа к 70-м гг. были выровнены уровни экономического и культурного развития народов, достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство народов. Утвердились дружба народов, интернациональное единство, ушли в прошлое межнациональная вражда и рознь. Национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от Российской империи, был успешно решен. Достижения национальной политики, новый этап в развитии национальных отношений в СССР были зафиксированы в Конституции СССР 1977 г. Однако после этого внимание к проблемам и задачам в области национальных отношений в центре и на местах было ослаблено. Более того, стали проявляться извращения в кадровой политике, были допущены серьезные ошибки в экономической и социальной политике и другие моменты, подрывающие стабильность межнациональных отношений. В республиках давали о себе знать националистические и сепаратистские тенденции (особенно в 80-е гг.), противопоставление центру, антироссийские и антирусские настроения у местных политических элит. Эти и другие негативные явления стали подрывать сложившуюся дружбу народов, расшатывать межнациональные отношения и в конечном итоге привели к распаду Союза ССР. Распад СССР отнюдь не свидетельствует о нерешенности национального вопроса или нецелесообразности союзного многонационального государства, а является следствием действия субъективных факторов. См.: Дружба народов. Национальная политика. Национальный вопрос, Решение национального вопроса. Фактическое равенство народов.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.