РЕСПОНДЕНТ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Респондент
тот, кого опрашивает социолог.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Респондент
лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью.

Источник: Краткий словарь по социологии

Респондент
тот, кто подвергается опросу со стороны исследователя – социолога.

Источник: Глоссарий для курса Демография на Юге России.

РЕСПОНДЕНТ
лицо, принимающее участие в социологическом или другом опросе, анкетировании.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Респондент
лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации.

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Респондент
лицо, участвующее в опросе в качестве источника или коммуникатора социальной информации.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Респондент
(от лат. responsum – ответ). Тот, у кого берут интервью или тот, кто отвечает на вопросы анкеты.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Респондент
индивид, на языковом поведении которого предполагается строить гипотезы и проверять их (см. информант).

Источник: Краткий толковый словарь социолингвистических терминов

Респондент (respondent)

Представитель выборки, отвечающий на вопросы анкеты интервьюеру, или принимающий участие в фокус-группе.

Источник: Термины маркетинговых и социологических исследований

РЕСПОНДЕНТ
Лицо, участвующее в эмпирическом социологическом исследовании в качестве источника устной или письменной информации.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

Респондент
лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

РЕСПОНДЕНТ
от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Респондент
участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Источник: Тематический словарь основных понятий и терминов социологии

Респондент
человек, отвечающий на опросный лист или на вопросы социально-научного интервью [26.– С.84]. –опрашиваемый, отвечающий на вопросы анкеты и участвующий в интервью в качестве объекта исследования [9.– С.587].

Источник: Социология. Словарь.

Респондент
лицо, отвечающее на вопросы при социологических и иных опросах, применительно к журналистской практике может быть синонимично в тех случаях, например, когда журналисты проводят опрос значительного числа людей, выявляя общественное мнение по тем или иным вопросам. В сфере исследования общественного мнения применяется также понятие «эффект симпатии» – желание респондента при ответах пойти навстречу обследователю или корреспонденту.

Источник: Энциклопедический словарь СМИ

Респондент
 (от англ. «respondent» – «отвечающий») – участник социологического или социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.
В зависимости от характера исследования респондент предстаёт как испытуемый, клиент, информант, пациент или просто собеседник.
В социологической практике широко используется включение индивидов в исследовательскую деятельность как информантов. Информант (от лат. «information» – «разъяснение, изложение») – субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора (непосредственно или опосредствованно – через письменный ответ) об особенностях своего взаимодействия с объектом.
В психологической практике (в социальной, медицинской, детской психологии) включение индивидов в исследование как собеседников является основным способом введения испытуемого в ситуацию психологического экспериментирования – от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного общения в психотерапии.

Источник: Социология творческой деятельности. Краткий глоссарий.

РЕСПОНДЕНТ
(от лат. responsare – отвечать) – участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. в массовых социологических опросах являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научного сознания, в сфере которого формируются исследовательские цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование «перевода» программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. При разработке опросника должен учитываться уровень информированности и компетентности Р., наличие более или менее выраженного отношения к опросу и практике социологических опросов вообще, культурные, социальные и психические особенности Р. В настоящее время методические исследования особенностей Р. и их влияния на результаты опроса носят эпизодический характер, а поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологического исследования.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Респондент
лат. responder-отвечать, осведомлять)лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления (например, при заполнении дневника телезрителя или в связи с изучением бюджета семьи, досуговой деятельности и т. п.). Типологизация Р. может иметь несколько оснований, каждое из которых влияет на качество собранных данных и потому должно быть учтено при подготовке программ исследования, его инструментария. Основными из них являются: 1. Компетентность: а) Р. знает предмет и задачи исследования; б) осведомленное о предмете изучения лицо, не знакомое с задачами исследования (симптоматический опрос Р.); в) при массовом опросе предмет исследования достаточно широко трактуется для его понимания и экспертом, и неспециалистом. В последнем случае нередко возникает необходимость проектировать в опросном листе вопросы-фильтры для того, чтобы в процессе опроса та или иная категория Р. не отвечала на вопросы по не относящейся к ним проблеме, например, холостяки о проблемах воспитания детей или пенсионеры о проблемах современных трудовых коллективов. 2. Заинтересованность или неприязнь к результатам исследования. Этот признак Р. может оказать решающее влияние на качество результатов исследования, и потому требуется набор контрольных вопросов, разбросанных по разным частям анкеты, для измерения указанного показателя. При проведении пилотажного исследования, давшего представление о возможном интервале интенсивности проявления рассматриваемого признака в выборке, можно априори намети гь типологию Р. в данном исследовании и для каждого из них определить меру доверия ответов по тем вопросам, которые затрагивают проблемы их дальнейшей жизни, карьеры, судьбы детей или внуков, престижа и т. п.

Источник: Социологический справочник

РЕСПОНДЕНТ
англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный.
Взаимодействие анкетера или интервьюера с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера (человека, который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.).
Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ таких проблем, как статус и роль Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных.
В.А. Балцевич

Источник: Социология: энциклопедия

РЕСПОНДЕНТ
(от лат. – responsare – отвечать) – физическое или юридическое (корпоративный Р.) лицо, предоставляющее первичную информацию в процессе наблюдения статистического. В РФ в соответствии с федеральным законодательством респондентами являются созданные на терр. РФ юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на терр. РФ иностранных организаций, граждане РФ, находящиеся на терр. РФ иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на терр. РФ. Ответы Р. представляются в форме статистических рядов (рядов наблюдения) и формируют систему микроданных. Осн. характеристики Р. – уровень доверия к статистике и готовности к сотрудничеству, компетентность относительно предмета обследования, уровень нагрузки статистической и устойчивость к «эффекту ореола» (т.е. к стремлению произвести то или иное впечатление в ходе обследования). Особенно высокие требования к характеристикам Р. предъявляются, во-первых, при организации обследований таких социально-экономических процессов и явлений, которые имеют качественную природу и с трудом поддаются однозначной конкретизации для статистического применения, в результате чего высока доля субъективного фактора при фиксировании состояний единиц наблюдения (напр., в статистике инноваций). Во-вторых, требования к Р. высоки по всем указанным характеристикам при проведении обследований единиц наблюдения, характеризующихся большим разнообразием по значительному набору признаков. Напр., в статистике цен, где из-за множества факторов, определяющих цену товара и поэтому подлежащих учету при построении выборки (вид, количество, качество товара, скидки, условия поставки, тип магазина и т.д.), регистраторы цен нуждаются в сотрудничестве продавцов при оценке этих быстро изменяющихся факторов. При проведении обязательных обследований несоответствие Р. высоким комплексным требованиям часто приводит к искажению собираемой информации. Поэтому в случаях проведения обследований с высокими требованиями к Р. более эффективными являются микроцензы, т.к. они подразумевают более тесный контакт регистраторов с Р. и поэтому резко снижают ошибки регистрации. Однако более существенно качество микроданных повышает добровольный характер таких обследований. В этом случае, ввиду добровольного характера обследования, связанного с высокими комплексными требованиями к Р., следует учесть при формировании круга Р. возможный отказ от ответа определенной части Р., первоначально согласившихся на участие в обследовании, а также статистические (учетные), социальнодемографические и экономические факторы, повышающие вероятность отказа Р. от ответа.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.1. Методологические основы статистики.

РЕСПОНДЕНТ
от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса, отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность его конечного рез-та. Ролевая позиция Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность. Т. обр., инициатива участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур (методика отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование "перевода" программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки. Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность, информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации (воспитание, обучение, деятельность средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера или анкетера, от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах беседы с незнакомым человеком, о возможном языке и психологич. стиле опроса, о нормах формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население; дети, молодежь и пенсионеры; отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память, воображение, темперамент, искренность, конформизм и др. Эта группа характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978; Рабочая книга социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Управление гражданской службой глазами чиновников: аспект образования респондентов

Овчаренко Р. К.
Рассмотрены проблемы совершенствования управления гражданской службой субъекта РФ.
Читать PDF
0.00 байт

Группы по оценкам социального и потребительского статусов респондентов (март 2007 г. )

Читать PDF
0.00 байт

Искренность респондентов: концептуальный анализ

Мягков Александр Юрьевич
The concepts of sincerity and insincerity are discussed in the article in correlation with the notions of «truth», «falsehood», «deception», «lie», «dissimulation» etc.
Читать PDF
0.00 байт

Уровень искренности ответов респондентов в электоральных исследованиях (опыт качественной оценки)

Мягков Александр Юрьевич
An experience of quantitative estimation.
Читать PDF
0.00 байт

Влияют ли напоминания об анонимности опроса на искренность ответов респондентов?

Мягков Александр Юрьевич
The results of an ad hoc methodological experiment aimed to test the effects of confidentiality reminders on sincerity of the interviewees` responses in sociological surveys are presented in the article.
Читать PDF
0.00 байт

Искренность в ответах респондентов о политических предпочтениях

Кожевникова О. В., Кулагина Е. А.
Авторы обсуждают уровень искренности, правдивости ответов респондентов на политически чувствительные вопросы в электоральных опросах во время различных избирательных кампаний.
Читать PDF
0.00 байт

Кто составляет категорию респондентов с высшим образованием

Гудков Лев
The article, continuing the author's publication in the previous issue of the Russian Public Opinion Monitor on the problems of formation of a social elite in Russia 'educated community', on the basis of July and November 1997 mon
Читать PDF
0.00 байт

Анализ причин выбора респондентами политических партий

Громова Р. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Отказы респондентов в зависимости от восприятия ими опроса и его методов

Романович Н. А.
The questionnaire technique is determined by a sociologist.
Читать PDF
0.00 байт

Характеристики респондентов, отказывающихся от контактов с интервьюерами

Гудков Л. Д.
The article examines the data of a special survey devoted to the problem of re spondents' refusal from interview.
Читать PDF
0.00 байт

Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респонде

Ларина Т. И.
Качество социологической информации напрямую зависит от качества инструментария.
Читать PDF
0.00 байт

Выборка, направляемая респондентом, в онлайн-опросе: к вопросу о динамике и качестве

Моисеев С. П., Савинкова Ю. К.
Обсуждается проблематика отбора респондентов для участия в онлайн-исследованиях. Проанализированы результаты и опыт использования выборки, направляемой респондентом (ВНР), для построения выборки в онлайн-опросах студентов НИУ ВШЭ.

Похожие термины: