государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Российской Федерации, ее субъект. Она образована как форма национальной государственности, воплощает самоопределение соответствующих наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. В составе РФ в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан. Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий-Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республики.
Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что республика является государством в составе РФ, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеративных органов государственной власти. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию. Пределы территории республики определяются государственной границей республики. Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется также тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий. Конституции республики принимаются ими самостоятельно. Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также и другие республиканские нормативные правовые акты. Законы республик, принятые в пределах их полномочий на территории соответствующих республик, обладают верховенством и обязательны к исполнений всеми юридическими и физическими лицами. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в республике, действует федеральный закон. Вместе с тем. в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий РФ, и нормативным правовым актом республики, действует нормативный правовой акт республики. Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в РФ и законодательством республики. Каждая республика имеет свой представительный и законодательный орган (парламент), главу исполнительной власти или главу республики (Президента), свое правительство. Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Важным компонентом конституционно-правового статуса республики в составе РФ является наличие республиканского гражданства Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. Согласно Конституции РФ (ст. 68) республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с русским языком — государственным языком Российской Федерации. Республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеполитических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Однако международная правосубъектность республик ограничена. Она не может противоречить Конституции и законам РФ. Ее международная деятельность координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками. Наконец, одним из элементов конституционно-правового статуса республик является их право на государственную символику, включающую Государственный герб,
Государственный флаги Государственный гимн, а также на столицу. Республики в составе РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Вместе с тем статус республики не может быть изменен и без ее согласия. Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и республики в составе РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Республики в составе РФ вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании. Пользуясь этим правом, многие республики за последние годы изменили свои наименования.
Так, Республика Горный Алтай переименована в Республику Алтай, Калмыцкая АССР- в Республику Калмыкию — Хальмг-Тангч, Марийская АССР- в Республику Марий-Эл, Чувашская АССР — в Чувашскую Республику — Чаваш республики, Якутская АССР — в Республику Саха (Якутия) и т. д. См.: Компетенция. Конституция Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации.
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.