направлен на определение уровня и характера ресурсных потенциалов личности (объекта социальной работы) с целью активизации и преобразования их в ресурсы самообеспечения, саморазвития, самоактуализации с активным использованием институционального и общественного потенциалов на основе подбора специальных технологий деятельности.
Основан на соблюдении принципов: учет личностных особенностей к созданию условий организации социальной работы с индивидом (группой), обеспечивающих баланс интересов и потребностей, ценностных ориентаций; единство сознания и деятельности, способствующее правильному оцениванию сущности того или иного вида деятельности, в которую вовлечен объект социальной работы, влияния уровня сознания на развитие данной деятельности, своеобразие ее формы и результата; вариативность и многообразие форм и видов социальной помощи, учитывающих ресурсные потенциалы объекта социальной работы; адаптивность технологий социальной работы ресурсно-потенциальному состоянию конкретного индивида (группы), направленных на актуализацию собственных возможностей индивида в самообеспечении; обусловленность повышения уровня ресурсных возможностей индивида (группы) в самообеспечении от уровня развития институционального и общественного потенциалов и др.
Целью ресурсно-потенциального подхода в социальной работе является формирование ценностно-нормативного, организационноструктурного, функционального и других механизмов деятельности, направленных на повышение или изменение уровня ресурсного потенциала у объекта социальной работы (индивида, социальной группы), следовательно, изменение его социального статуса, а также роли в обществе путем освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения как основы социализации (интернализации).
Технологии деятельности в рамках ресурсно-потенциального подхода направлены на активизацию ресурсных потенциалов личности, группы, включают компоненты целенаправленного социального воздействия со стороны специалистов социального профиля, осознание объектами социальной работы позитивной социальной идентичности, приобретения необходимых знаний, умений, навыков, способствующих повышению своего ресурсного потенциала, следовательно, успешной адаптации к условиям трансформирующегося общества.
Технологии классифицируются с учетом объективных и субъективных предпосылок, способствующих (или сдерживающих) процессу активизации собственных возможностей объектов социальной работы, что дает основание выделить (подобрать) адекватные уровню ресурсного потенциала технологии: ресурсосберегающие, ресурсоактивизирующие, ресурсоразвивающие.
См. также: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ.
З.П. Замараева
Лит.: Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в современной системе социальной защиты и социального обслуживания населения России: Монография. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009; Иванько Л.И. Личностный потенциал работника: методологические проблемы исследования // Личностный потенциал работника в условиях интенсификации производства (опыт социологического исследования). Свердловск, 1986; Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 26.