совокупность качеств субъекта или особое интегральное качество, которое выполняет функцию “реализации” субъекта, т.е. определяет и обеспечивает эффективность осуществления им в данных объективных условиях всех видов жизнедеятельности.
В системе Р.п.л. можно выделить следующие подсистемы, или блоки основных показателей для оценки качества потенциального ресурса личности: интеллектуально-психологические качества (глубина и особенности интеллекта, когнитивные способности, ценностные ориентации, уровень притязаний, направленность интересов, психоэмоциональные процессы); коммуникативные качества (способности к установлению контактов, общению, информационному обмену, убеждению); организаторские и волевые качества (внутренняя собранность и целеустремленность, лидерские способности, дисциплина, требовательность к себе и окружающим); нравственно-этические качества (приверженность нравственным принципам и нормам профессиональной этики, добросовестность, коллективизм, трудолюбие); социально-психологическая компетентность (способность к взаимодействию с окружающими, умение ориентироваться в социальных ситуациях и конфликтах, адекватная социальная рефлексия и эмпатия).
См. также: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ.
З.П. Замараева
Лит.: Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в современной системе социальной защиты и социального обслуживания населения России: Монография. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2009; Кораблин Ю.А. Социальная безопасность личности как важнейший аспект модернизации России // Социальная модернизация России: итоги, уроки, перспективы: Матер. V Междунар. социал. конгресса: В 2 т. Т. 1. М.: Изд-во РГСУ “Союз”, 2005; Мердак Аллисон Д. Ресурсы клиента: мобилизация и координация // Энциклопедия социальной работы: В 3 т.: Пер. с англ. Т. 3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1991. С. 29.