концепции, к-рые объясняют закономерности возникновения и протекания Р. с, исходя из положений бурж. общесоциол. теорий обществ, развития.
В развитии концепций Р. с. можно выделить несколько этапов. Истоки совр. бурж. концепций Р. с. восходят к началу 20 в., когда появились труды Б. Адамса, Лебона, Ч. Эллвуда и др. социологов, рассматривавших Р. с. в рамках исследования проблем социальной нестабильности, конфликта социального и его разрешения. Следующий этап связан с Октябрьской революцией, вызвавшей новую волну интереса бурж. ученых к этой проблеме. Работы социологов «второй волны» — Сорокина, Д. Йодера, Л. Эдвардса, Дж. Питти, К. Бринтона, С. Неймана, Ф. Гросса и др.— способствовали формированию в период 20—50-х гг. целой отрасли в бурж. социологии, т. наз. «социологии революции». Возникновение ее связано с именем Сорокина [3]. В 1925 г. он опубликовал книгу «Социология революции», название к-рой стало нарицательным для обозначения направления в зап. социологии, занимающегося изучением Р. с. Заметным рубежом в развитии бурж. концепций Р. с. явились 60-е гг., отмеченные крупными социальными конфликтами на Западе. В эти и последующие гг. особенно широкие программы исследований по проблеме Р. с. развертываются в США, в т. ч. по заданию правительственных учреждений [5, 7]. Социологи «третьего» поколения, выступившие в последние десятилетия (Ч. Джонсон, Д. Дэвис, Р. Тантер, М. Мидларский, Б. Мур, С. Хантингтон, Т. Скокпол, Ч. Тилли и др.), стремятся преодолеть схематизм «классической» социологии революции путем исследования конкретных революц. процессов.
В последние годы заметен также переход к созданию обобщающих обзоров ведущих бурж. концепций Р. с. с целью показать развитие этих концепций в более широкой теоретической перспективе (работы М. Хагопиана, А. Коэна, С. Андриоли, Г. Хоппли, С. Тейлора и др.). Теоретико-методологическую основу совр. бурж. концепций Р. с. составляют такие приобретшие популярность на Западе теории обществ, развития, как теории элиты, модернизации, массового об-ва и др. Парето принадлежит наиболее разработанная из элитарных теорий революц. процесса концепция Р. с. как способа, обеспечивающего «циркуляцию элиты». Стабильность об-ва, согласно Парето, должна поддерживаться непрерывной циркуляцией элиты. В состав элиты должны переходить все новые лица из др. слоев, обеспечивая ее высокий уровень, а некомпетентные лица — выходить из нее.
Как форма «циркуляции элиты», Р. с. выполняют, согласно его взглядам, жизненно необходимую социальную функцию — способствуют очищению каналов мобильности социальной. Если эта «циркуляция» не обеспечивается вовремя мирным путем или при помощи принудительного действия, об-во должно погибнуть вследствие или распада, или потери национальной независимости. В наше время широкое распространение, прежде всего в США, получили элитарно-технократические концепции консервативного толка, типа концепции технотронного об-ва 3. Бжезинского, концепции Кана, А. Винера, в к-рых на первый план выдвигаются антидемократические, тоталитарные аспекты технократии. В рамках теории модернизации авторитетной явл. концепция Р. с. как кризиса процесса политической модернизации амер. социолога и политолога С. Хантингтона. Согласно его взглядам, наиболее благоприятная почва для Р. с. существует в тех об-вах, к-рые уже вступили на путь модернизации, но еще не осуществили ее. Р. с. призвана ликвидировать разрыв между растущим уровнем политического развития широких слоев об-ва и отстающим от него уровнем модернизации политических ин-тов, их демократизации. Согласно концепциям Р. с, построенным на базе теорий массового об-ва, выдвижение масс на авансцену политической и обществ, жизни приводит к социальным кризисам, политической нестабильности, дестабилизации всей совокупности обществ, отношений. В концепции «источников мобилизации революции» Ч. Тилли действие масс ввергает об-во из состояния мира и покоя в атмосферу беспорядка и насилия, что приводит к политической нестабильности, а затем к Р. с. Говоря о направлениях в разработке концепций Р. с. в бурж. лит., можно выделить три осн. подхода: (1) политико-правовой; (2) психологический; (3) социально-структурный. Их авторы исходят из разных критериев, выдвигая на первый план различ. группы факторов, определяющих, по их мнению, облик Р. с. Авторы, принадлежащие к первому направлению, делают особый акцент на политических и правовых аспектах Р. с. и включают в сферу рассмотрения изменения гос. власти, произведенные незаконным и насильственным путем. В таком духе разрабатывают концепции Р. с. К. Бринтон. Э. Каменка, Дж. Питти, Аренд, С. Хантингтон, Ч. Тилли и др. Представители психологического направления указывают на уязвимость теоретических схем, построенных на анализе только политических и правовых аспектов, фиксирующих лишь внешние признаки Р. с, упуская ее скрытые внутр. черты. Суть перемен, порождающих Р. с, кроется, по их мн., в проблемах психологического порядка, в меняющейся психологии масс.
Психологический подход тесно связан с изучением поведения масс в Р. с, воздействием мифов на их психологию. Его развивали бурж. исследователи разных поколений: Ч. Элливуд, Лебон, Д. Йодер, Сорокин, П. Аман, С. Нейман, Дж. Дэвис, Р. Тантер, М. Мидларский и др. Третье направление в изучении Р. с. (Ч. Джонсон, Б. Мур, Т. Скокпол) возникло сравнительно недавно и связано прежде всего с именем амер. социолога Ч. Джонсона и его концепцией «равновесия» или «баланса» социальных систем. Важнейшим показателем, определяющим, по мн. Джонсона, само существование любой социальной системы, явл. ее сбалансированность. Р. с. есть состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия, т. к. дестабилизация системы создает условия для дефляции власти. Идея революции, пишет Ч. Джонсон, возникает, когда об-во начинает осознавать близость непредвиденной социальной катастрофы [4, 12]. Характерная особенность совр. зап. Р. с. к — игнорирование общих законов истории, абсолютизация или ложное истолкование отдельных сторон сложного процесса обществ, развития. Революц. процесс рассматривается изолированно от функционирования, развития и смены обществ.-экономических формаций, замалчиваются или остаются в тени социально-экономические преобразования, составляющие главное содержание Р. с.