РИЧАРДСОН Джеймс
РИЧАРДСОН Джеймс
(р. 1941) - американский исследователь религии, профессор социологии, директор Центра судебно-правовых исследований при университете штата Невада в Рено. Окончил Техасский технологический университет (1965). Р. преподавал и занимался научной работой в Вашингтонском университете, где защитил докторскую диссертацию (1968), а также на факультете социологии Лондонской школы экономики (1974--1975), на факультете психологии культуры и религии в Нейменгене (Нидерланды), в Юридическом колледже штата Невада (1986), в австралийских университетах Квинсленда, Сиднея и Мельбурна (1993- 1994). В 1986 г. избирался президентом Ассоциации социологии религии. В американской социологии религии Р. стал одним из первых исследователей культов нетрадиционных, возникавших в США с конца 1960-х годов. Вопреки расхожему предвзятому отношению к этим явлениям, Р. изначально руководствовался намерением научного объяснения их причин и содержания. В статье «Критическая и обобщающая концептуализация культов» (1978) он указал на неприменимость в данном отношении классической модели «церковь-секта», принятой в типологии религиозных объединений. Для обозначения организационного устройства новых видов нетрадиционных религий Р. предложил использовать понятие движения религиозного (religious movement organizations), разделяя в этом вопросе позиции ряда британских социологов религии (Баркер, Бекфорд и др.), которые разработали социологическую трактовку новых религиозных движений (НРД). Значительное внимание было уделено Р. проблеме конверсии религиозной. Впервые к этой теме он обратился в 1970-е годы, анализируя генезис и состав молодежного христианского «Движения Иисуса». Самым известным его трудом в этом направлении стала статья «Активная и пассивная конверсия» (1985), где рассматривались два основных подхода к интерпретации религиозной конверсии («принудительное вовлечение» и «добровольный переход »), лежащих в основе острых дискуссий по поводу утверждений о контроле над сознанием новообращенных в НРД. Р. признавал возможность асоциальных проявлений в каких-то действиях основателей и последователей некоторых НРД. Однако он категорически возражал против сугубо оценочного освещения этой темы, формирования негативистских стереотипов но поводу НРД, искажений их действительного состояния и преследований за религиозные убеждения. Р. было написано несколько работ с критикой теории «промывки мозгов» (brainwashing) и так называемого депрограммирования (статья 1993 г. «Социально-психологическая критика обвинений в “промывке мозгов” при вступлении в новые религии» и др.). Надуманными и вносящими неоправданные страхи Р. полагал и утверждения о «заговоре сатанистов» и их повсеместном проникновении в структуры общества. В то же время он считал действительно актуальным изучение различных путей выхода людей из состава НРД, их социальную и психологическую реадаптацию (статья «Психотерапия и новые религии в плюралистическом обществе», 1984, в соавт.). Отличительной чертой исследований Р. стало использование междисциплинарного подхода, сочетание социологии религии с положениями из других областей знания - права, экономики, психологии, медицины. Хотя Р. и не имел непосредственного отношения к разработке теории рационального выбора в социологии религии, его взгляды в какой-то степени оказались созвучны объяснению факторов, влияющих на обращение к религии, содержащемуся в трудах Лофлэнда. Старка и их единомышленников. Продолжая развитие теоретико-методологического аппарата социологии религии, Р. выступил в 1993 г. со статьей «Определения “культа”: от социологически-операциональных до популистски-негативных», где еще раз подчеркнул научную бесперспективность априорной враждебности к новообразованиям в сфере религиозной жизни общества. Р. заслужил авторитет также в качестве защитника религиозной свободы и прав меньшинств религиозных. Он неоднократно участвовал как эксперт в судебных разбирательствах различных обвинений в адрес нетрадиционных религий в США, отличаясь объективной, научно аргументированной позицией.
Источник: Социология религии. Словарь.