Roman Catholic Church), христианская церковь, имеющая единого главу — папу римского и насчитывающая св. 400 млн. полноправных членов. Вплоть до Реформации 16 в. Р.к.ц. была единств, представительницей зап. христианства. Отличается строгой централизацией, дисциплиной и иерархической орг-цией. Епископы и священники дают обет безбрачия. Главой всего христ. мира признается папа как духовный наследник власти, к-рой наделил св. Петра Иисус Христос. Папа — наместник Иисуса Христа на земле, его авторитет непререкаем. Он непогрешим в делах веры и нравственности (этот догмат принят в 1870 г.), и даже его суждения, не имеющие статуса непогрешимости, пользуются очень большим авторитетом. Это порой приводит к появлению противоречивых постановлений — так, напр., объявленный в 1967 г. запрет на пользование противозачаточными ср-вами содержал очередное осуждение абортов. Источником вероучения Р.к.ц. считает Священное писание и, в отличие от протестантизма, — Священное предание (религ. традицию). Семь таинств и литургия являются неотъемлемой частью церк. обрядности. Большинство верующих соблюдают рим. обряд, но существуют пять групп церквей, к-рые, признавая верховный авторитет папы, следуют вост. традициям: это византийск., антиохийск., александрийск., халдейск. и армянск. церкви. Особое почитание Девы Марии и святых является еще одной особенностью рим. католицизма. Непререкаемость церк. авторитета способствовала чрезвычайно детальной разработке отд. пунктов вероучения — напр., установлению разл. градаций греха или описанию св-в чистилища, рая и ада. Р.к.ц. по-прежнему отрицательно относится к разводу, признавая вместе с тем необходимость реформ и обновления; литургия, до известного времени повсеместно проводившаяся на лат. яз., теперь проходит на местном или гос. яз. страны. Монашество сохраняет свое
значение, но вместе с тем все большее признание получают орг-ции мирян, такие, как приходские общины в Юж. Америке. Церковь принимает участие в экуменическом движении, посылая наблюдателей во Всемирный совет церквей. В последние годы Р.к.ц. стала играть более активную роль в мировых событиях, неизменно выступая против атеистических полит.-эконом, систем, в частности против коммунизма в Вост. Европе, а также способствуя развитию религ. движений в Юж. Америке (теология освобождения), к-рые направлены против нищеты и дискриминации.