РИСМЕН ДЭВИД
Riesman, David) (1909- ) - американский социолог и журналист, чьи работы, особенно "Одинокая толпа" (написанная в 1950 г. совместно с Н. Глейзером и Р. Денни), были в моде в 1950-х и начале 1960-х гг. Гипотеза состояла в том, что основной тип характера в рамках американского общества изменился от изнутри-ориентированного к извне-ориентированному типу (см. Извне-ориентированность), в котором характер все более формируется скорее примером себе подобных и сверстников, чем как прежде "интериоризированным авторитетом взрослых". Работа подняла темы о современном обществе, принятые впоследствии многими теоретиками.
Источник: Большой толковый социологический словарь
РИСМЕН (Riesman) Дэвид
р. 1909) - американский социолог, юрист и социальный психолог. Доктор социальных наук. Профессор университетов в Буфалло (1937-1941), Чикаго (1946-1958) и Гарварде (с 1958). Под влиянием психоаналитических ориентаций осуществил цикл исследований общественной психики и культуры США. Разработал концепцию типов личности и социальных характеров (в том числе и их эволюции).
Р. полагал, что основные типы характеров соответствуют трем типам общественного устройства. К основным относил три типа характеров: 1) традиционно-ориентированный (на следование своей группе), 2) изнутри-ориентированный (атомистический и динамический), 3) извне-ориентированный (подверженный внешним влияниям, стандартизации, бюрократизации и космополитическим ориентациям). Подробно исследовал "автономную личность" как выразителя позитивного социального характера, ориентированного на свободу, культуру и рациональные цели. Сотрудничал с Э. Фроммом . Изучал явление отчуждения и содействовал осознанию важности и популяризации данной проблемы. Автор книг "Толпа одиноких: исследование изменений американского характера" (1950, совместно с Н. Глэйзером и Р. Денни), "Лица в толпе" (1952) и др.
В.И. Овчаренко
Источник: Социология: энциклопедия
РИСМЕН Дэвид
(1909- 1999) - амер. исследователь, представитель психоаналитического направления. В работе «Одинокая толпа» (1955) Р. анализирует отчуждение человека, потерю им личностной автономии и ограничения свободы, свойственных современной культуре. Р. исследует влияние процесса модернизации на сознание и поведение современного человека, природу и специфику социального характера, его типы в различных странах в разные эпохи, процесс его формирования и замены другими типами социального характера, его связь с различными сторонами жизнедеятельности человека и социально-психологических последствий перехода к индустриальной и постиндустриальной культуре. В своей работе он выделяет три типа общества, в соответствии с типами характеров и типами исторических эпох: тип с «высоким потенциалом прироста населения», тип с «переходным ростом населения», тип «начинающегося спада населения». Каждому из этих трех периодов приведены в соответствие три типа социального характера: «ориентированный-на-традицию», «ориентированный-на себя» и «ориентированный-на другого». Мотивация поведения людей этих трех типов характера различна. У ориентированного-на-традицию человека - это страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, выполнения которых от него ждут. У ориентированного-на-себя человека мотивация внутренняя, своего рода «внутренний голос», определяющий его поведение, поэтому зависимость от окружающих его людей кажется незначительной. И, наконец, ориентированный-на-другого человек зависит в своем поведении исключительно от других людей. Основной темой других работ Р. является формирование современного массового общества и связанные с ним проблемы: человеческая автономия, отчуждение, массовые коммуникации и культура, семья, воспитание, социальная стратификация.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
РИСМЕН ДЭВИД
1909) - амер. социолог, представитель либерального крыла ориентации психоаналитической (см.) в социологии. Значительное внимание Р. уделял анализу "соц. характеров". Р. считал их одним из ключевых пунктов, позволяющих понять соц. реальность и соц. процессы. Р. описывает три основных типа таких характеров, соответствующих трем типам обществ. устройства. Первый тип - "традиционно ориентированный", консервативный, приверженный обычаям и традициям, укоренившимся образцам поведения, конформный по отношению к сословию, касте, клану. Второй тип характерен для эпохи развития индустриального об-ва - "изнутри ориентированная" личность, к-рой свойственна соц. атомизация. Поведение человека определяется здесь интернализованными в детстве принципами, личность становится целеустремленной, предприимчивой, более доступной нововведениям и переменам, хотя роль традиционных норм и ценностей остается еще достаточно значительной. "Об-во потребления" где эта роль фундаментально ослабевает, формирует третий тип - "извне ориентированную" личность. Ее поведение определяется не традициями и принципами, а системой связей, авторитарной бюрократией, модой и т. п. Человек такого типа становится космополитом и великим потребителем информации. У него отсутствует не только сильное "сверх-Я", т. е. интернализован-ная система норм, но и сильное "Я". Он обезличен, стандартизован, является объектом манипулирования, жертвой отчуждения, чувствует себя дезориентированным, опустошенным, иногда апатичным, иногда циничным. Все типы характеров, по Р., в определенной степени сосуществуют и в современном об-ве, влияние каждого из них зависит от экономим., соц. и демографич. факторов, степени урбанизации и т. п. Соч.: The Lonely Crowd. N.Y., 1950; Faces In The Crowd N.Y., 1952. С А. Эфиров.
Источник: Российская социологическая энциклопедия