(rhetoric analysis, рытарычны аналiз) — исследовательская стратегия интерпретации текстов сообщений, основанная на выявлении и объяснении возможностей использования различных средств убеждения (влияния) автора высказывания на аудиторию. Классическая риторика, восходящая к трудам Аристотеля (Aristotle), Цицерона (M. T. Cicero), Квинтилиана (M. Quintilianus) и пр., берет за основу риторический канон, в составе которого традиционно выделяют пять компонентов: инвенция — изобретение (содержание речи), диспозиция — расположение материала (композиционное оформление), элокуция — украшение (средства выразительности), мемориа — запоминание (мнемоника) и акция — произнесение (ораторика). С точки зрения современного варианта неориторики (X. Перельман (C. Perelman)) можно утверж дать, что классическая традиция фактически закладывала в структуру сообщения такие (лишь впоследствии по достоинству оцененные современной наукой) критерии, как критерий истинности («логос»), критерий нравственности («этос») и критерий искренности («пафос»). В силу своей универсальности риторика должна ориентироваться на максимально широкий охват всех аспектов языковой практики: мысленную организацию и содержательное наполнение речи, ее композиционное построение, владение механизмами речи и языковой нормой, учет коммуникативной целесообразности и специфики поведения адресата, применение различных стратегий и тактик убеждения в зависимости от речевой ситуации. В риторическом контексте важны прежде всего два аспекта — правильность речи с точки зрения точного соблюдения норм литературного языка и речевое мастерство как возможность варьирования нормы и даже умышленного отклонения от нее, ее преодоления. Оба аспекта подразумевают уместность, точность, выразительность и оригинальность речи, что позволяет оценивать уровень образованности и культуры автора текста. С точки зрения правильности речи в качестве основных критериев оценки наиболее предпочтительны содержательность, логичность, композиционное построение, владение речью и выразительность высказываний. При оценке содержательности для достижения взаимопонимания публики и оратора ориентирами должны служить такие универсальные критерии, как истинность, правильность, новизна, актуальность и полезность текста. Логичность сообщения подразумевает способность определенно (т. е. ясно и недвусмысленно) изложить содержание основных тезисов, последовательность перехода от одного из них к другому, непротиворечивость в рассуждении, доказанное (т. е. опирающееся на аргументы) изложение материала. Композиционное построение текста — это его организационная структура, в которой отражается соотношение частей сообщения по их цели, стилистическим особенностям, объему, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов. В классической модели элементы композиции составляют: 1) вступление; 2) определение темы или проблемы; 3) изложение; 4) подтверждение (обоснование); 5) опровержение; 6) заключение. Владение речью включает в себя выбор языковых средств, тематическую, ситуативную и коммуникативную уместность высказывания, его точность и ясность, индивидуальность, эмоциональность и пр. Достаточно важную роль играют и невербальные средства усиления воздействия, например: внешность, взгляд, осанка, мимика при об ращении к аудитории (видеотекст), или такие графические средства сообщения, как эмотиконы (смайлики и т. п.). Для анализа выразительности речи акцент ставится на выявлении и систематизации художественных средств, используемых в тексте для преувеличения, искажения, обобщения в изображении объектов, уподобления их чему-либо при использовании таких риторических фигур и тропов, как метафора, метонимия, гипербола, литота и пр. В визуальных текстах НМ эти эффекты обычно достигаются посредством манипуляции изображением с помощью компьютерных программ в таких жанрах, как «демотиваторы», «фотожабы» и т. п. Однако оценка правильности построения речевого сообщения еще не гарантирует понимания его эффективности. Нужно всегда учитывать вероятность того, что именно отступление от языковой нормы или ее умышленное нарушение может вызвать наиболее сильное влияние на аудиторию. Достаточно вспомнить пример «олбанского языка», чтобы убедиться, что взаимопонимание между пользователями НМ может быть достигнуто не путем соблюдения норм высказывания, но через их нарушение, позволяющее создать и сплотить сообщество.
Литература Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011. Михайличенко Н. А. Основы риторики. М.: Юнтус, 1994. Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. А. Сарна
Риторический анализ
Риторический анализ
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016