РИТУАЛ РЕЛИГИОЗНЫЙ
РИТУАЛ РЕЛИГИОЗНЫЙ
строго упорядоченная последовательность обрядов религиозных, предписанных вероучением какой-либо религии для отправления культа религиозного. Независимо от конкретного содержания исповедуемого религиозного учения, Р. р. всегда выражает потребность верующих в действенной и устойчивой связи со священным. Состав Р. р. представляет собой комплекс пространственных, временных, предметных и процессуальных элементов, наделенных религиозно-символическим значением. Все элементы Р. р. (место и время проведения, применяемые предметы, слова и телодвижения) отделены от профанного. Ритуальный контекст придает им сакральный характер. Оперируя ритуальными предметами и процедурами, верующие считают себя сопричастными к явлениям священного. Обычно в религиях преобладают коллективные ритуалы, хотя в определенных случаях предусмотрены и индивидуальные ритуальные практики. Коллективные Р. р. организуются и направляются специально подготовленными служителями культа религиозного. Инстанция, к которой обращен Р. р., имеет предельно высокий ценностный статус в сознании религиозном, с нею связаны основополагающие жизненные смыслы верующих. Поэтому акты Р. р. всегда эмоционально насыщены, сопряжены с глубокими переживаниями. Внеповседневность Р. р. подчеркивается особо торжественной обстановкой его проведения. Форма Р. р. не может быть произвольной, его совершение требует тщательного соблюдения порядка, установленного религиозной традицией. В результате ритуального единения со священным у верующих возникает уверенность в санкционированности их религиозного и мирского поведения. Пренебрежение Р. р. или его нарушение воспринимаются как разрушение предустановленного миропорядка. Р. р. исключает утилитарные цели, он направлен на трансцендентное. Поэтому религиозная идеология, как правило, с осуждением относится к обрядоверию и так называемому ритуализму - приданию ритуальным действиям самоценности, как если бы именно их соблюдение и являлось главным смыслом вероисповедания. Классические социологические трактовки Р. р. рассматривают его как специфическую деятельность социальных субъектов, ведущую к сакрализации достигнутого общественного устройства. Робертсон Смит полагал, что ритуал закрепляет выработанные людьми в процессе жизнедеятельности необходимые взаимоотношения друг с другом и с природой, а уже впоследствии наполняется мифологическими или религиозно-доктринальными объяснениями. Согласно теории религии Дюркгейма, Р. р. формируется в качестве правил поведения людей по отношению к сакральному, которое есть символическое выражение их собственных объективированных социальных потребностей. Совершение Р. р. способствует коллективной солидарности и самоидентификации с той или иной социальной группой. Современная социология религии обращает внимание на социальный аспект символического содержания Р. р. Поскольку в религиозных учениях социальное целое предстает чаще всего как воплощенная проекция трансцендентного замысла, присущего сверхъестественному первоначалу (Богу), то ритуальное единение человека с этим первоначалом является в то же время и интеграцией в социум. Ритуальный контакт со священным организует человеческое бытие, структурирует его, придает ценностный смысл. Следует различать Р. р. и мифоритуальные практики. Мифологическое сознание воспринимает мир без разделения на естественное и сверхъестественное. В мифологической картине мира сакральностью наделены существа (боги), соприсутствующие с людьми, каждое из которых воспринимается тождественно персонифицируемым ими явлениям природы, общества, человеческой психики. Они не являются творцами бытия «из ничего», но отличаются от профанной среды способностью упорядочивать реальность, переводить ее из состояния «хаоса» в благоустроенный «космос». Социальный порядок, семейная, хозяйственная, политическая и прочие области человеческой жизни предстают в мифах как результат космизирующей деятельности этих существ. Поэтому смысл ритуального обращения к богам в обществах с преобладанием мифологического мировоззрения состоит в поддержании упорядоченного ими мироустройства. Тем самым люди воспроизводят условия собственного существования. При таком социокультурном укладе взаимоотношения с сакральным охватывают все области профанной жизнедеятельности: трудовые и политические действия, браки, рождения, похороны, статусные изменения людей - все это удостоверяется и получает легитимность в мифоритуальных практиках.
Источник: Социология религии. Словарь.