Ритуал
формальное, церемониальное поведение.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
Ритуал
образцы поведения по отношению к священному и сверхъестественному.
Источник: Социология.
Ритуал
вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.
Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге
Ритуал
форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.
Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге
Ритуал
индивидуальные или коллективные действия, несущие социальную нагрузку и отличающиеся определенной повторяемостью элементов; способ выражения социальной солидарности [10.– С.372].
Источник: Социология. Словарь.
Ритуал
символические действия по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный набор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.
Источник: Социология в лицах и терминах 2017
РИТУАЛ
исторически сложившаяся форма предсказуемого, социальносанкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и зачастую не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
РИТУАЛ
от лат. ritualis - обрядовый) - англ. rite/ritual; нем. Ritus/ Ritual. 1. Одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой соц. отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий. 2. Стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Ритуал (ritual)
Формализованные типы действий, в которых люди, принадлежащие к определенной группе или общности, регулярно принимают участие. Религия является одним из основных контекстов, в котором практикуются ритуалы, однако область ритуального поведения гораздо шире этой конкретной частной сферы. Большинство групп практикует те или иные формы ритуальных действий.
Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины
ритуал
ritual лат. ritualis ‘обрядовый’. - Символические коллективные действия, предпринимаемые для достижения желаемого результата, считающиеся социально существенными в различных культурах; самый древний способ хранения информации в бесписьменном обществе. В ритуалах вербальная часть вторична и часто необязательна. Пример современного ритуала — коленопреклонение, целование знамени.
Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.
Ритуал
1. Формальная деятельность, не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значение. В этом значении термин используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. Физическая деятельность по отношению к символам (Боукок, 1974). 3. Ежедневная практика, характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни [9]. Ритуал может стать характеристикой политической, экономической и социальной сфер жизни. В этом плане есть расхождение с первым толкованием. Ритуалы фиксируются в жестовой культуре языка, в сценических и педагогических формах.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
РИТУАЛ
RITUAL) В антропологии понятие ритуала обозначает любые формальные действия, следующие установленному образцу и выражающие посредством символа общественный или общий смысл. Ритуалы как правило составляют практические аспекты религиозной системы и скорее выражают сакральные ценности, нежели направлены на достижение некой утилитарной цели. В социологии понятие ритуала часто используется для обозначения всякого регулярно использующегося образца взаимодействия; так, в английском языке выражение «How do you do?» (формальное «здравствуйте», буквально означающее «как у Вас дела?»), представляющее собой обычный способ завязывания разговора, может рассматриваться в качестве ритуала повседневного взаимодействия. См. также: Дюркгейм; Сакральное.
Источник: Социологический словарь
Ритуал
(лат. ritualis – обрядовый, от ritus – торжественная церемония; принятый порядок). Ритуал. Ritual. 1. Порядок обрядовых действий (действий по установленному временем образцу и канонизированному), имеющих какое-либо символическое значение (например, во время свадебного обряда; при чем в разных местностях при отправлении одинаковых обрядов могут совершаться разные ритуальные действия). 2. Р. религиозный – литургия (liturgy). Стилизованный и символизованный набор жестов и слов, исполняемых специально подготовленными или отобранными для этого людьми. 3. Наиболее часто встречающиеся, обязательные, но формализованные образцы общения индивидов, степень соблюдения которых выражает уровень развития индивидуальной культуры (например, процедуры приветствий, поздравлений, дарения и т. д.). Демонстративный характер Р. имеет своей целью внушение определенных представлений и культивирование чувств, например, силе власти, традиции, неприкосновенности социальных порядков и прочее. См. Церемония и Обряд.
Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011
Ритуал
(rites). Речь идет, как отметили Джеймс Фрезер, Люсьен Леви-Брюль и Клод Леви-Стросс в работах, посвященных магии, первобытной ментальности и мышлению примитивных племен, о «совокупности повторяющихся, кодифицированных действий, зачастую торжественных, которые могут выражаться в словах, жестах или позах, несущих большую символическую нагрузку, основанных на вере в священные силы (или в некую силу, движущую людьми), с которыми человек пытается общаться» вне зависимости от того, связана ли эта попытка с получением той или иной милости. Это правила поведения, которые подчиняются законам сходства или участия, и «от колыбели до могилы» предписывают адекватный способ поведения или получения нового статуса. Вслед за Эмилем Дюркгеймом или Марселем Моссом, можно разделить их на «позитивные» (например, приношение или молитва), «негативные» (запреты или табу), «искупительные» (в отношении очищения или искупления). Другие классификации выдвигают на первый план трансгрессию1 или трансцендентность и говорят о переходе или об обращении. С точки зрения этнометодологии Ирвинга Гоффмана, важнее анализ различных ритуалов, упорядочивающих нашу повседневную жизнь, поскольку он освещает нам то, что Жильбер Дюран в 1960-е гг. назвал «антропологической структурой воображения».
Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.
Ритуал
ritual), исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, система действий, часто (но не всегда) религ. характера. Пытаясь определить понятие Р., этнографы рассматривали его в разных аспектах: с т.зр. формальной природы, в религ. контексте или учитывая то обстоятельство, что Р. обычно подразумевает коллект. действия. Тем самым Р. тесно связан с такими древн. религ. понятиями, как магия, мифы, и включает традиц. обряды, напр. обрезание, свадьба и похороны. Кроме того, Р. является важной стороной политической организации об-ва. Один из гл. Р. — обряд инициации, к-рый знаменует переход из одного обществ, положения в др. Коллективность действия в Р. способна вызвать сильные эмоции как у участников, так и у зрителей, будь то похороны, королев, бракосочетание или футбольный матч. Франц. социолог Дюркгейм считал, что Р. пробуждают в людях ощущение превосходства об-ва над отд. человеком и что они являются незаменимым фактором социальной интеграции. Род (lineage), сооб-во людей, ведущих происх. от общего предка. Основан на прямом наследстве по мужской линии (патрилинейность) или по женской (матрилинейность). По этому признаку люди делятся на отд. родовые группы, к-рые образуют полит, структуру, напр., в африк. об-вах (в частности, у нуэров), и связаны с опред. терр. Иногда разл. родовые группы объединяются в кланы или племена, но они могут быть разделены и на более мелкие наследственные подгруппы. Антропологи называют такие системы сегментарными родовыми системами. Родовые системы — пример полит, значения, к-рое имеют орг-ции родственников в нек-рых об-вах (родство).
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Ритуал
(от лат. ritualis – обрядовый; от лат. ritus – религиозный обряд, торжественная церемония), 1) действия символического характера, совокупность обрядов, преимущественно религиозного назначения, которые сопровождают какой-либо религиозный акт и составляют его внешнее оформление; то же, что обряд религиозный; 2) строго регламентированный порядок обрядовых действий (например, Р. погребения); 3) установленный или выработанный обычаем строгий порядок совершения чего-либо; то же, что церемониал;
Р. обеспечивает сплочённость общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность. Р. – это более строгая форма регуляции поведения, чем обычай, поскольку объемлет только те формы поведения, которые являются чисти знаковыми, обязательными для выполнения, и сами по себе практического значения зачастую не имеют, хотя опосредованно могут использоваться в практических целях (психотерапия и т.п.). Так, например, одевание мантий и шапочек судьями и профессорами в определённых ситуациях есть Р., ибо практическими потребностями он никак не обусловлен.
Исторически Р. как тип действия сложился в культовых системах. Его структуру составляет строго регламентируемая последовательность действий, в том числе вербальных (песнопения и т.д.), связанных со специфическими предписаниями, изображениями, текстами, которые осуществляются в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы Р. первичны по отношению к индивидуальным. Всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые психологические состояния индивидов в определённые социокультурные рамки. Символическое значение Р., его обособленность от повседневной практической деятельности подчёркивается атмосферой торжественности. Р. играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.
Древнейшая и глубинная основа Р. – символический переход между различными формами космического и социального бытия (живое – неживое, человеческое – сверхъестественное и т.п.). В структуре Р. важную роль играет посредник (медиатор) между соответствующими крайностями. В этом качестве может выступать герой, жертва, словесная формула.
В современном обществе Р. сохраняется главным образом в области бытовых отношений и церемониальных форм официального поведения (этикет, дипломатический протокол и т.п.). Понятие «Р.» часто отождествляют с понятиями «обряд» и «обычай».
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия
РИТУАЛ
ritual) - 1. Формальная деятельность, не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значение (см. Дюркгейм; Дуглас). В этом значении термин используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. "Физическая деятельность по отношению к символам" (Боукок, 1974). 3. Ежедневная практика, характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни.
Поэтому ритуальные действия можно расценить как явление, присущее и священной и светской сферам общественной жизни. В обоих случаях именно символическое качество является определяющей характеристикой.
Можно провести различие между ритуальным (ритуалистичным) поведением и ритуальной деятельностью. Ритуальное поведение лишено смысла, жесткое и стереотипичное. Этологи применяют данное понятие к обычным и повторяющимся действиям животных по охране своей территории. Напротив, ритуальная деятельность наполнена отдельными социальными значениями, которые в культурном отношении передаются через обычаи и традиции. Ритуальные события - отдельные и церемониальные социальные ситуации, не обязательно, но зачастую жесткие и повторяющиеся, функционирующие как консервирующая и связующая сила внутри общества. Правда, ритуалы могут быть и средствами выражения социального, политического или культурного сопротивления (см. Холл и Джефферсон, 1976) - см. Сопротивление через ритуал.
Хотя ритуальную деятельность принято изучать в рамках подходов социологии религии, она присутствует и в светском обществе. Боукок утверждал, что "категория ритуальной деятельности в социологи не является четко установленной", но предложил расширить термин на гражданские, эстетические и политические аспекты социальной жизни, а также ритуалы, связанные с жизненным циклом. Секуляризация не обязательно ведет к снижению ритуальной деятельности, которая есть в сценических видах искусства (например, в пантомиме и танце) и в гражданских церемониях (в частности, государственные похороны) - см. также гражданская религия.
Ритуалы жизненного цикла (см. Обряд перехода) продолжают иметь значение и для простых, и для сложных обществ. Рост и старение людей - это особенность, присущая всякому человеческому обществу и, следовательно, требующая социального контроля и регулирования, поэтому биологические изменения становятся социально значимыми и существенными. Ритуалы жизненного цикла применяются как для того, чтобы включить новорожденного в группу, так и для того, чтобы подтвердить продолжение существования группы в случае смерти одного из ее членов. Ван Геннеп (1909) предположил, что обряды перехода отмечают и биологические изменения, и изменения в социальном положении. Они обладают простой структурой, включающей:
(а) отделение индивидуума от старого порядка или прежних социальных условий;
(б) маргинальную или переходную стадию, которая является священной;
(в) заключительную стадию, на которой индивидуум входит в новый социальный порядок или статус.
Ритуальная деятельность, по-видимому, присутствует во всех сферах общественной жизни. Благодаря ей и индивидуумы, и группа решают проблемы, возникающие в священных и в светских аспектах общественной жизни.
Источник: Большой толковый социологический словарь
РИТУАЛ
лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.
Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский - , Дюркгейм - ), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг - ). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р." - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности.
В частности, социальный опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания.
Р. имеет первостепенное значение не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие, определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество, как правило, характеризуется нигилистским отношением к Р. и выдвижением на первый план утилитарно ориентированного действия автономного индивида. Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения. также: Элиаде.
В.Н. Фурс
Источник: Социология: энциклопедия