РОББИНС Томас

Найдено 1 определение
РОББИНС Томас
(р. 1943) - американский исследователь религии, научный сотрудник Центра изучения гуманитарных проблем в Санта-Барбара. Окончил Гарвардский университет (1965). Докторскую диссертацию по социологии защитил в университете штата Северная Каролина в Чэпел-Хилл (1973). В дальнейшем работал в Новой Школе социальных исследований (Нью-Йорк) и Йельском университете. В социологии религии главным направлением научной деятельности Р. является изучение новых религиозных движений (НРД), а также девиантных и маргинальных групп религиозных. Им разрабатываются три основные темы: 1) выявление и классификация новых форм религиозности; 2) историко-социологический обзор нетрадиционных религий в прошлом и их сопоставление с современными НРД; 3) анализ взаимоотношений НРД с текущими политическими, правовыми и культурными процессами в обществе. Свои позиции по отношению к НРД Р. заявил в серии научных статей 1970-х годов, написанных в соавторстве с Дйком Энтони, - «Новые религиозные движения и социальная система» (1978), «Культы: теория “промывки мозгов” и ее опровержение» (1979), «Социология современных религиозных движений» (1979). Они высказали неприятие огульной критики НРД со стороны так называемых «антикультистских» организаций, напоминающей гонения в США первой трети XIX в. на католиков, мормонов, масонов и пр. В 1981 г. была опубликована совместная книга этих авторов «На богов мы уповаем: новые паттерны религиозного плюрализма в Америке», где нетрадиционные духовные течения рассматривались как закономерный результат социокультурной эволюции американского общества в конце XX в. Во втором издании этого труда (1990) указанное положение было дополнено аргументами из наблюдений за активизировавшимся в США фундаментализмом религиозным и заметно возросшей ролью женщин в организациях религиозных. В 1980-е годы Р. занимался подробным исследованием государственной политики в области религиозной жизни современного общества. В научном содружестве с американскими (Ричардсон, Робертсон) и британскими (Бекфорд) социологами религии он выпустил несколько коллективных трудов об отношении государства и права к разным проявлениям новой религиозности («Культы, культура и закон», 1985; «Церковно-государственные отношения », 1987). В работе «Религиозные массовые самоубийства до Джонстауна » (1986) Р. провел историческую аналогию между одной из самых известных суицидных ситуаций в НРД («Народный Храм» в Гайане, 1978) и самосожжениями русских старообрядцев после реформ Патриарха Никона. Расширяя предметную область исследования, Р. предпринял обзор существовавшей к середине 1980-х годов европейской и американской литературы о НРД, изложив при этом собственное понимание причин массового обращения к нетрадиционным религиях! («Культы, новообращенные и харизма », 1988). Разнообразие современной религиозности описывается Р. с помощью понятий «религиозная инновация» и «религиозный эксперимент» (совместная с Бромли статья «Социальное экспериментирование и значение новых религий в Америке», 1992). Он обращает внимание исследователей на неразвитость теоретического объяснения новой религиозности, отсутствие в социологии религии убедительных трактовок современных явлений сакрализации и их обоснованного различения с традиционным пониманием религии. Среди причин такого состояния Р. выделяет отказ многих ученых от ценностно-нейтрального отношения к изучаемому материалу, пренебрежение требованием объективности и превращение исследователя «в часть своего предмета». Об этом он писал в статье «Изучая религию сегодня» (1991, в соавт. с Р. Робертсоном) и в своем редакторском предисловии к коллективному труду «Между сакральным и секулярным: исследование и теория квазирелигии» (1994). В конце 1990-х годов Р. и Д. Энтони написали несколько совместных работ на тему эсхатологических ожиданий в преддверии нового тысячелетия, проанализировали связь социально-политической нестабильности в мире с массовыми апокалипсическими настроениями.

Источник: Социология религии. Словарь.