РОБЕРТСОН Роланд
Робертсон Роланд
английский социолог, исследователь проблем глобализации и порождаемых ее рисков. - Соч.: Robertson, R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London, Sage, 1992; Time-space and homogeneityheterogeneity // Global Modernities / Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. London, Sage, 1995.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
РОБЕРТСОН Роланд
(р. 1938) - американский социолог, исследователь религии, профессор Питсбургского университета. Родился в Великобритании, окончил Оксфордский университет, где занимался под научным руководством Уилсона. Преподавал и вел исследовательскую работу в США. В 1988 г. избирался президентом Ассоциации социологии религии. Первоначально Р. придерживался взгляда на религию как на некий частный феномен, все более вытесняемый из духовной жизни людей ширящейся секуляризацией. Изменение этих представлений произошло под влиянием идей Б. Уилсона, считавшего секулярностъ современного общества стимулирующим обстоятельством для реструктуризации и повышения гибкости религии. В своих ранних работах, посвященных глобальным процессам модернизации и социально-экономической интеграции, Р. относил религию к факторам, которые могут выступать как источником разобщенности, так и объединяющей силой в этих процессах. Культивирование позитивного морального содержания религий способно повлиять на экономическое поведение людей, сделать их более восприимчивыми к универсальным моделям развития. Изучая деятельность некоторых организаций религиозных (Армии Спасения и др.), Р. пришел к выводу о необходимости выяснения широкого социального контекста, в котором формируются духовные и мирские интересы верующих. В 1970 г. он публикует труд «Социологическая интерпретация религии», где последовательно излагает историю и содержание социологического подхода к религии, формулирует различие социальных и вероисповедных аспектов религиозных учений, рассматривает причины и смысл современной секуляризации. Приводя разнообразные примеры из религиозной жизни американского общества, Р. применяет к ним классические понятия социологии религии Вебера, Дюркгейма, Зиммеля. Р. разделял высказанные Парсонсом и Белла характеристики религии как социального института, повлиявшего на общественное устройство США. В то же время он полагал, что религия функциональна не только как средство социальной консолидации, но и в плане общего культурного развития человечества. Развивая это положение, Р. предложил рассматривать религию как составную часть мировой социокультурной системы. В этой системе каждый элемент имеет одновременно и локальный смысл, определяемый конкретными условиями его возникновения, и всеобщее значение. Локализация и глобализация развертываются во взаимной оппозиции, но также и во взаимообусловленности. Р. назвал это состояние «глокализацией». Религия вписывается в «локализацию», будучи сама противоречивым единством локального и глобального. На всех уровнях организации мировой системы функционирование религии имеет свою специфику. Р. выделяет четыре таких уровня - индивидуальная жизнь, национальные общества, система обществ, человечество в целом («Глобализация», 1992). На каждом из них религия оказывает интегрирующее и дезинтегрирующее воздействие. Задача социологии - понять, какая именно социальная функция религии проявляется в той или иной ситуации. Задача общества и его институтов (власть, государство, церковь и пр.) - распорядиться полученным знанием для оптимизации социальных решений. Сложность этого процесса в том, что глобализация ведет к размыванию традиционных форм идентичности, и это порождает противодействие, конфликты (в том числе религиозные). В их преодолении Р. отводил важное место взаимодействию государства с объединениями религиозными. Выступив соредактором (вместе с Роббинсом) коллективного труда «Церковно-государственные отношения» (1986), Р. постарался представить в подборе публикаций этого сборника широкую панораму возможных угроз развитию общества от непродуманных действий государства в религиозной сфере. В ряду последствий таких действий назывались усиление фундаментализма религиозного и его политизация, экстремистская реакция последователей культов нетрадиционных на дискриминационное к ним отношение. Секуляризация также вносит определенную напряженность в общество. Однако утрата прежнего политического и хозяйственного влияния религиозных организаций вовсе не означает, по убеждению Р., лишения верующих права участвовать в формировании нового мирового порядка, что они, собственно говоря, и предпринимают активно. Чтобы понять происходящее в современной религиозной среде, социология религии должна выработать новый язык описания изучаемых явлений, развиваться по пути комплексного взаимодействия с другими социогуманитарными науками.
Источник: Социология религии. Словарь.