РОБЕРТСОН СМИТ Уильям
РОБЕРТСОН СМИТ Уильям
(1846-1894) - британский теолог и историк религии, взгляды которого оказали заметное влияние на представителей теоретической социологии религии в начальной стадии ее формирования. Из семьи шотландского пастора. В 1865 г. окончил Абердинский университет со степенью бакалавра свободных искусств, продолжил образование на теологическом факультете Нового колледжа в Эдинбурге, где специализировался на изучении Ветхого Завета. С 1870 г. преподавал библейскую экзегетику и восточные языки в колледже Свободной церкви г. Абердин. В 1875 г. для девятого издания энциклопедии «Британника» он написал статью «Библия». Тогда же Р. С. сформулировал свои первые суждения о присутствии в христианстве отголосков древних ритуально-магических практик. Это вызвало резкое неприятие в церковных кругах и в 1876 г. он был вынужден оставить преподавание. С этого времени начались его поездки в европейские страны, Северную Америку, на Ближний и Средний Восток. В 1880 г. Р. С. увольняют из колледжа, и он отправляется в Северную Африку, Египет и Аравию. Вернувшись в Эдинбург, он участвует в работе редакторского коллектива «Британники». К этому периоду относятся публикации его трудов «Ветхий Завет в религиозной организации евреев. Курс лекций по критике Библии» (1881) и «Пророки Израиля и их место в истории» (1882). В последнем из них Р. С. рассматривает расхождение между архаическими традициями и монотеистической идеологией, возникшее при становлении единобожия у древних евреев. Монотеизм, по его мнению, придает моральным нормам юридический статус: источник морали (Бог) одновременно оказывается и той инстанцией, перед которой надо нести ответственность за ее соблюдение. Из речений пророков следовало, что благоденствие не приходит само по себе, а только если поддерживается вера в повсеместное присутствие Бога как Царя и Судии. Но тем самым абсолютность Бога ставится пророками выше привычного для их современников понимания культа религиозного. Этническая государственность и «патриотические интересы » традиционного общества оказываются враждебны «делу Бога». Не разрушив Израиль, изоляционистски относящийся к окружающим народам, нельзя было утвердить «религию Иеговы» для всего человечества. С 1883 г. Р. С. работает в Кембридже, занимается семитологией, изучает культуру ислама, преподает в Тринити-колледже и Колледже Христа. В 1885 г. выходит его книга «Родственные отношения и брак в Древней Аравии», где развивается популярная в ту нору теория об исторически глобальном характере тотемизма как «первичной» религии человечества. Он дает описание системы родства у бедуинов в контексте тотемистической организации, подчеркивая приоритет в ней конкретных жизненных мотиваций и полное отсутствие какой-либо «философии невидимого мира». Практика тотемизма, по его мнению, основана на ритуальных жертвоприношениях. В обычное время животное-тотем табуировано, но могут сложиться ситуации, когда его приносят в жертву и употребляют в пищу. Это происходит при возникновении различных коллизий, требующих консолидации человеческого коллектива. Тогда совершался совместный жертвенный пир, на котором поедание священных животных воспринималось как единение рода с тотемным предком. На последующих стадиях социальной эволюции этот ритуал трансформируется в средство сближения с богами, когда жертва становится своего рода «посредником» между обыденным и священным. Фундаментальность социальных потребностей, выраженных жертвенным ритуалом, побуждает воспроизводить его аналоги и в более развитых культурах (отзвуки архаического жертвоприношения Р. С. усматривал, например, в христианском причащении). В конце 1880-х годов окончательно складывается концепция Р. С. о социальной роли религии. Ее принципиальные положения содержит самый известный труд ученого- «Лекции о религии семитов», вышедший в 1889 г. Содержание религий Р. С. связывал с жизнью общества, его эволюцией и стадиальными состояниями. По убеждению Р. С., уже изначально в истории способы удовлетворения базовых потребностей человека аккумулировались в коллективных формах жизнедеятельности и выходили за пределы индивидуального сознания. Воспроизводство совместно выработанного уклада становится необходимым условием выживания. Устойчивость социальной организации определялась ее соответствием традиционным правилам поведения. Поэтому особый статус получают действия, закрепляющие жизненно важные аспекты взаимоотношений с миром. Эти действия - обряды, в совокупности образующие комплекс ритуала, а также связанные с ними люди и предметы, которые отделяются от прочих, не имеющих столь же важного значения, и защищаются специальными запретами. В результате устанавливается различение профанного и сакрального. И уже впоследствии, как производное от ритуальной практики, складывается с начала расплывчатое, а позднее более артикулированное объяснение ее причин и целей - мифология. В отличие от ритуала религиозного, считал Р. С., мифы не имели священной санкции, знакомство с ними не влекло особой благосклонности тотемных предков или богов и не требовало непременной веры. Смысл мифов и религиозных учений раскрывается не в отвлеченных понятиях, а через реконструкцию социальных мотивов породившего их ритуала. По ходу эволюции общества примитивные «религии масс» дополняются идеологией новых социальных структур, искусственно формируемой жречеством и властью. Но каждая официальная религиозная доктрина удерживает в себе элементы древних ритуалов и верований. Более того, развитие так называемых «духовных религий» (иудаизм, христианство, ислам) было возможно, по мнению Р. С., только благодаря созвучию их мировоззренческого содержания традиционным инстинктам и чувствам. Следовательно, нельзя понять современные религии, если игнорировать не имевшие еще никакой догматики «неосознанные» ритуальные традиции древности. В итоге религия предстает как явление организованной социальной жизни, закрепляющее необходимые для общества установления в сакральных образах и ритуалах. Взгляды Р. С. оказали определенное влияние на Дюркгейма, Мосса и других приверженцев функционалистского объяснения религии.
Источник: Социология религии. Словарь.