Rogers, Carl Ranson) (1902—87), амер. психотерапевт, создатель теории гуманистической психологии. Р. доказал, что психотерапия может быть успешной только при условии искренней заботы врача о пациенте и безусловного к нему уважения. Свидетельства из практики подтверждают справедливость этих тезисов. В кн. Клиентоцентристская терапия (1951) Р. утверждал, что психотерапевт должен очень внимательно выслушивать пациента, избегать директив и исчерпывающих рекомендаций. Он полагал, что психолог, неустойчивость определяется расхождениями между представлениями человека о том, каков он есть и каким хотел бы быть, и что в сеансах терапии пациент, высказывая наболевшее, избавляется от ненужных представлений о себе. Факты также подтверждают вывод Р. о том, что подобные расхождения в самооценке увеличивают потенциальный риск психич. и физ. заболеваний. Он считал, что каждый должен стремиться обрести реальное представление о самом себе, стать самим собой.
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Rogers, Carl) (1902-1987) - психолог феноменологии в рамках гуманистического движения, более известный как разработчик клиентоцентристского или личностноцентристс-кого консультирования ("Клиентоцентристская терапия", 1951). Его влияние в области персонального консультирования было настолько велико, что эту методологию часто называют "роджерианской".
Главным в теории личности Роджерса и в гуманистическом движении в целом является акцент на тенденции к "персональному росту - врожденной тенденции организма". Но в ходе этого процесса могут возникать проблемы, связанные с окружающей средой. В частности, человек обладает потребностью в "безоговорочном положительном отношении" со стороны других, если развивает положительное отношение к самому себе. Родители, в частности, несут ответственность за обеспечение безоговорочного положительного отношения и не навязывание нереалистичных "условий достоинства". Если человек испытал травмирующие воздействия и утратил или не развил чувство собственного достоинства, тогда для его выработки может понадобиться консультация/терапия.
Феноменологическая психология рассматривает человека как существо с уникальным персональным восприятием мира. Поэтому клиентоцентристская терапия стремится облегчить клиенту понимание своего положения, позволяя высказаться и не навязывая руководство в атмосфере эмпатии, искренней сердечности и безусловно положительного отношения с намерением увеличить положительное отношение к себе и уменьшить факторы, огранивающие достоинство. Эта техника была разработана в процессе работы с неврастениками, и именно они особенно разговорчивы и имеют высокий показатель излечимости, что является наибольшим успехом.
Роджерс не ограничивал себя индивидуальными психотерапевтическими консультациями, но как гуманистический психолог был заинтересован в помощи каждому "самореализоваться". Он активно разрабатывал групповые методы ("Группы столкновений", 1970), а также применял свои идеи в области образования ("Свобода учиться", 1969).
Источник: Большой толковый социологический словарь
Взгляд Р. на природу человека сформировался на основе его клинического опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства и психологические проблемы. Причинность поведения человека он объясняет неким объединяющим, руководящим и единственным мотивом в жизни: тенденцией к актуализации, т.е. сохранением и развитием себя, максимальным выявлением лучших качеств своей личности, заложенных в ней от природы. Индетерминизм и нонконформизм личности рассматриваются Р. в качестве основы "феноменального" поведения человека. Такое поведение предполагает не столько осознание собственного несовершенства в реальном настоящем, сколько конструирование внутреннего мира, способного перестроить и приспособить систему своих жизненных планов под актуальное будущее. Целостность мотивационного конструкта выступает основанием как для психологической реальности (иная реальность, по мнению Р., человеком не воспринимается и не интерпретируется), так и самоопределения людей, которые естественно и неизбежно движутся в направлении большей автономности и зрелости. По Р., факт удовлетворения какой-либо потребности не выступает мотиватором поведения - потребность движет человеком, пока она не удовлетворена. Только в движении к саморазвитию, личностном росте, самореализации и стремлении стать полноценно функционирующей личностью заключается, согласно Р., сущность человеческого поведения.
Теория самости, "Я"-концепция Р. рассматривает стадии процесса психотерапии и становления человека: 1) "Я" закрыто для интерпретации; 2) "Я" формально интерпретируется; 3) свободный поиск интерпретаций о себе; 4) "Я" закрыто для настоящего; 5) "Я" открыто для настоящего; 6) "Я" непосредственно и открыто для опыта; 7) "Я" рефлексивно, в результате чего достигается формирование "внутреннего локуса оценивания", позволяющего самостоятельно осмысливать и реконструировать собственное "Я" в соответствии с реальным жизненным опытом. Пока несоответствие между "Я"-реальным и "Я"-идеальным не осознается, человек не испытывает тревоги и не нуждается в защите (защищается же такой человек не действием, а искажением интерпретации и отрицанием возникшего переживания). В противном случае переживание невозможности сохранить целостность "Я"-структуры приводит к психическим растройствам. Поэтому "полноценно функционирующий человек", по Р., должен быть открыт для переживаний, жить полной и насыщенной переживаниями жизнью, доверять своим ощущениям, быть субъективно свободным и готовым к творчеству. Р. критически относился к результатам своих теоретических построений и признавал, что в своей психотерапевтической практике ему не удавалось подниматься выше четвертой стадии процесса самоосознания и личностного развития пациента.
Основным препятствием личностного роста Р. называет неготовность социального окружения поддержать стремления индивида к самоактуализации. Это привело Р. и его последователей к необходимости разрабатывать и заниматься популяризацией так называемых групповых поддерживающих методов и технологий: "группы встреч", "группы роста" и т.п. В организации психологической помощи Р. предложил терапию, "центрированную на человеке", когда взаимоотношения терапевта и человека, обратившегося за помощью, приобретают глубоко личностный контакт (эмпатический и качественный в профессиональном отношении), когда снимается несоответствие между переживанием и самостью человека, когда человек берет на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего "Я". Влияние идей Р. на профессиональную психологию, на формирование терапевтических и образовательных стратегий очень велико. Идеи нашли применение в таких сферах, как социальная работа, уход за больными, семейное консультирование, взаимоотношения и развитие групп, образование. Со времен З. Фрейда никто не имел большего влияния на практику консультирования и терапии, чем Р.
Д.В. Ермолович
Источник: Социология: энциклопедия