Роль личности в реабилитации

Найдено 1 определение
Роль личности в реабилитации
важный фактор социализации и ресоциализации личности. Включение активного компонента личности в процесс реабилитации коренным образом меняет подходы к реабилитации: инвалид из объекта реабилитационного процесса превращается в субъекта реабилитации. Наиболее типичные формы самопроявления личности в реабилитационном процессе:
- самодеятельно-творческая позиция - формируется при свободном воспитании личности, наиболее благоприятна в реабилитационном процессе; однако здесь существует опасность перехода от сотрудничества реабилитолога и реабилитанта к вседозволенности;
- безудержно-активная (гиперактивная) позиция - как правило, формируется у личностей холерического темперамента, проявляется в высокой степени активности, при недостаточной организации процесса социальной реабилитации ведет к вседозволенности и попустительству; не характерна для инвалидов с врожденной инвалидностью – здесь, как правило, встречается недостаток активности;
- пассивно-исполнительская позиция - формируется при авторитарном стиле воспитания, характеризуется отсутствием оптимизма, стремления преодолевать трудности; дисциплинированность инвалида в процессе реабилитации может вводить специалистов в заблуждение, когда у последних складывается впечатление об активности и заинтересованности инвалида в реабилитации; такая позиция, как правило, свойственна инвалидам с детства и может меняться при умелой и целенаправленной психолого-педагогической коррекции;
- безразлично-пассивная (гипоактивная) позиция - свойственна лицам с врожденной инвалидностью и лицам меланхолического темперамента; работать с таким инвалидом сложно, в этом случае особая роль отводится мотивационной работе, однако ошибки персонала и прогрессирование болезни могут привести к укреплению безразличия и негативизма;
- протестная (протестно-негативная, протестнокапризная) позиция - является внутренним протестом по отношению к тому или иному лицу или специалисту по реабилитации, проявившему определенную некорректность в действиях или оценочном суждении; возникает как результат недостаточного воспитания в детстве; трудно поддается коррекции, выступает своеобразным сопротивлением социальной реабилитации.
Всякая позиция реабилитанта может быть либо подспорьем в реабилитационной работе, либо препятствием, необходимо в каждом конкретном случае учитывать внутренние источники и движущие силы индивидуального развития.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.