Ролевая игра

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ролевая игра
метод, при котором в процессе обучения участники игры с помощью проигрывания определённых ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, критически анализируют их, обучаются наиболее эффективному поведению и тренируются в его совершенствовании.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

Ролевая игра
рассматривается как развитие анализа практической ситуации, используется для коррекции поведенческих и межличностных проблем. Дает терапевту образец проблемного поведения клиента, клиент приобретает возможность обсудить неразрешенные вопросы и отработать адекватные навыки общения, способы решения конфликтов или проблемных ситуаций.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ролевая игра
role play. - Метод обучения межкультурной коммуникации, при котором участники выполняют предписанные им роли, т.е. обучение проходит через выполнение (learning by doing, performance), что заставляет коммуниканта исполнять роль другой (чужой) идентичности. таким образом вырабатывается умение воспринимать другое мнение, отличное от твоего. Достоинством является развитие умений слушания и межличностного общения, вырабатываются экспериенциальные когниции, которые долго остаются в памяти. Среди недостатков называют зависимость от руководителя, необходимость подготовки к роли, требование отнестись серьезно к ролевой игре, зависимость от актерской способности исполнить роль. Кроме того, принудительное исполнение, боязнь, стеснительность некоторых участников могут снизить эффективность (L. Robert Kohls, 1979). См. симуляция.

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

Ролевая игра
средство или метод, который используют в обучении и подготовке социальных работников и специалистов смежных профессий; участники выполняют конкретные РОЛИ и отыгрывают их в конкретной ситуации.
Главная цель ролевой игры – помочь студентам встать на место людей с конкретными проблемами и приобрести профессиональные навыки в безопасной обстановке. Как правило, студентам предлагают сюжет и описывают характерологические особенности действующих лиц. Далее студентов просят разыграть сцену в соответствии со сценарием. Другие студенты могут исполнить роли различных специалистов, а потом и поменяться ролями. Преподаватели и тренеры ведут непосредственное наблюдение за ходом ролевой игры, давая студентам обратную связь. Такие приемы хорошо зарекомендовали себя в развитии навыков непосредственной работы с детьми и семьями, навыков КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, а также навыков выступлений в суде.

Источник: Словарь справочник по социальной работе

РОЛЕВАЯ ИГРА
форма игры, деятельность, в которой участники берут на себя социальные, должностные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.
Р.и. (англ. role-playing game, RPG) — игра развлекательного или учебного назначения, где участник принимает какую-то роль и в воображаемой ситуации действует соответственно этой роли. В ходе Р.и. — отрабатывается способ моделирования психологической ситуации и вырабатываются те или иные психологические и социальные навыки.
Типы ролевых игр по способу взаимодействия игроков и условностям моделирования. В настольных Р.и. и словесных (дэнженах) все действие происходит в воображении участников, и развитием событий в большинстве случаев управляет так называемый мастер (гейм-мастер, ГМ, данжен-мастер, ДМ) в соответствии с заранее заданными правилами или без них. Отличие настольных игр заключается в наличии или отсутствии игровой системы. В Р.и. живого действия (LRPG, LARPG) игроки физически участвуют в событиях игры. При этом также есть правила и мастера. В данном случае мастера отвечают не за весь мир, а только за немоделированную его часть. Иногда мастера так или иначе контролируют игровой мир целиком посредством введения мастерских персонажей либо при помощи мастерского произвола. Правила также описывают только те действия, которые заменены моделью.
В компьютерных Р.и. вся окружающая игроков обстановка управляется компьютерной программой. Нередко такие игры рассчитаны на одного игрока и имеют предписанный сюжет (развитие которого в определенной степени зависит от решений игрока). Широкое распространение получили MMORPG (или многопользовательские онлайн ролевые игры). В такой игре одновременно могут играть до нескольких тысяч человек. Основной упор в MMORPG, как правило, ставится на взаимодействие игроков: личную конкуренцию персонажей и/или их сотрудничество для достижения разнообразных игровых целей (в том числе для приобретения игровых вещей, выполнения сложных квестов, повышения игрового статуса и т.д.). Наиболее известные примеры: World of Warcraft, LineAge 2, EVE Online.
Ролевые игры по электронной почте — игры с небольшим количеством игроков и одним мастером, проводимые посредством электронной почты (например, Мафия), а также родственные им форумные ролевые игры и браузерные ролевые игры (например,
BiteFight).
Деловые Р.и. применяются в профессиональном образовании методом моделирования каких-либо жизненных ситуаций, например работы в трудовом коллективе. В этом случае участники принимают роли различных должностей и профессий.
С.А. Потуткова
Лит.: Гуревич А. Ролевые игры и кейсы в тренингах. СПб.: Речь, 2006; Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия, 2008; Ролевая игра [Электрон. ресурс] // Википедия. [2004–2016]. Дата обновления: 15.01.2015. URL: http://ru.wikipedia.org/?oldid=75788057 (дата обращения: 20.01.2016).

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

Ролевая игра
(англ. role-playing game – RPG) – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Ролевые игры сформировались как форма досуга в среде «толкинистов» – группы молодых людей, образующих молодежную субкультуру. Источник формирования этой субкультуры – книги Д. Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и Обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион», сюжеты которых были положены в основу ролевых игр, породивших молодежное общественное движение. Идеи и образы Толкиена, а также возникшего в литературе жанра фэнтези стали материалом для конструирования реальности толкинистами. Однако в этом движении многое достаточно оригинально, связано с российскими экзистенциальными и мировоззренческими проблемами, с российским менталитетом.
Участники ролевых игр изготавливают экзотическое самодельное вооружение для ведения боев. Сражения («файтовки») – важный вид занятий ролевиков. Восстановление оружия, изготовление костюмов и доспехов, реконструкция исторического фехтования являются необходимыми элементами проведения такого досуга. При встрече ролевики общаются и ведут себя соответственно выбранной исторической или фантазийной роли.
В последнее время популярными формами досуга в рамках ролевого движения стали «кабинетки» (данжены) – словесные ролевые игры, проводящиеся небольшим числом участников в квартире одного из них в течение нескольких часов, а также выездные игры (лангедоки), которые проводятся по предварительно разработанному сценарию (обычно от 5 до 25 участников) нередко в лесу, с ночевками в палатках в течение нескольких дней. Такой вариант лангедоков называется полигонной игрой, проходящей на открытом воздухе, включающей в себя полное погружение в мир игры. За рубежом актуальны исторические реконструкции, – воспроизведение исторических событий и сражений, исторических приемов в фехтовании, обмундирования и особенностей поведения реконструируемой эпохи.
Интерес представляют реконструкции исторических танцев и придворного этикета, которые образуют относительно самостоятельное направление в ролевом движении. Помимо восстановления танцев XV–XIX веков, организуются мастер-классы, конвенты, тематические балы, восстанавливающие реальные исторические события, где танцующие играют роли реальных исторических персонажей.
У игр есть рейтинг: на престижные игры можно попасть по личному приглашению, на обычные игры можно зарегистрироваться в свободном порядке. Организация ролевых игр все более четко регламентируется и планируется. Так, в Нижнем Новгороде действует Клуб Ролевых Игр (КРИНН), в рамках которого проводятся конференции «мастеров» региона для координации их действий на следующий игровой сезон и составления графика игр.
Обращает на себя внимание и «семейная» организация толкинистского сообщества. Известны факты, когда ролевые браки становились позже реальными.
В ролевом движении принимают участие молодые люди из средних классов, студенческая молодежь, но ограничений в возрасте и социальном статусе не существует.

Источник: Социология досуга. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.14 мб

РОЛЕВАЯ ИГРА СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Денежук Артем Наскидович, Тагиева Наталья Викторовна
Читать PDF
662.85 кб

Ролевые игры живого действия: кто играет и зачем

Есаулов Владимир Игоревич, Ошемкова Светлана Анатольевна, Ошемкова Наталья Андреевна
Статья посвящена исследованиюсоциально-психологического аспекта ролевойсубкультуры, возникшей в нашей стране в началедевяностых годов прошлого века и существующейв настоящее время.
Читать PDF
866.52 кб

Ролевая игра как форма обучения иностранному языку

Стариченко Д.С., Гребцов Д.С.
Ролевая игра, языковой барьер, образовательный и воспитательный процесс, преодоление языкового барьера.
Читать PDF
276.25 кб

Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку

Дьяченко Людмила Анатольевна
Ролевые игры эффективный прием работы. Они помогают решать образовательные и воспитательные задачи на уроках иностранного языка
Читать PDF
403.77 кб

Ролевая игра и культурные основы математических знаний

Уортингтон Маулфри, Ван Урс Берт
Цель данного исследования -выявить наличие культурных математических понятий и коммуникаций в спонтанной игре маленьких детей. Исследование основывается на культурно-исторических взглядах Л.С.
Читать PDF
358.87 кб

Ролевая игра как средство внешкольного социального воспитания

Арзамасцева Галина Юрьевна
В статье рассматривается опыт использования ролевой игры как системообразующего средства социального воспитания в разновозрастном внешкольном объединении
Читать PDF
791.18 кб

Учебно-ролевая игра как эффективный метод обучения аспирантов

Прокофьева Надежда Викторовна
В статье рассматривается учебно-ролевая игра как эффективный метод интерактивного обучения научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Читать PDF
87.20 кб

Ролевая игра как вариант реализации концепции «Социальных проб»

Дегтярева Венера Хикматовна
В статье обосновывается актуальность темы исследования, уточняются ведущие понятия проблемы социализации школьников, формулируется теоретико-методологическая основа ее решения, раскрывается игровой аспект социального самоопределен
Читать PDF
78.94 кб

Научно-ролевая игра в курсе иностранного языка для магистрантов

Галанова Ольга Александровна
Ролевые игры обладают большим обучающим потенциалом и всё чаще используются как интерактивный лингводидактический прием в курсе иностранного языка для студентов неязыковых вузов.
Читать PDF
939.41 кб

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ

Жексембаева Саркен Орынбасаровна
Организация практической подготовки врачей–интернов требует особого внимания, поскольку выпускники высших учебных заведений, имея достаточную теоретическую основу, испытывают дефицит практических навыков врачебной деятельности.
Читать PDF
3.01 мб

Ролевая игра как модель межличностного общения в учебном процессе

Башмакова Ирина Степановна
Рассмотрена ролевая/деловая игра как одна из дидактически наиболее значимых имитационных технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции у студентов при профессионально-ориентированном обучении в техническом вузе.
Читать PDF
4.19 мб

Ролевая игра как один из методов обучения клинической фармакологии

М.Г. Жуматова, Б.Х. Киекова
Для улучшения качества подготовки студентов в медицинских вузах необходимо использование инновационных методов преподавания. В статье подчеркивается важное значение метода ролевой игры в обучении студентов.
Читать PDF
141.65 кб

Ролевая игра и развитие социально-психологической компетентности студентов

Кононенко Ирина Михайловна
В условиях стремительно развивающегося общества происходит и изменение социального заказа, предъявляемого вузу.
Читать PDF
360.70 кб

Ролевая игра по теме: «Формирование института образовательного кредитования»

Читать PDF
580.34 кб

Ролевая игра на основе видеосюжета на уроках русского языка как иностранного

Назаренко Е.Б., Халявина Д.В.
В статье рассматривается проблема применения ролевой игры в процессе обучения иностранных учащихся.

Похожие термины:

  • Ролевая игра детей

    преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в ней происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенко