РОЛЕВАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖЕРА

Найдено 1 определение
РОЛЕВАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖЕРА
Роли менеджера определяются требованиями его статуса в организации. Различны роли функциональных (отвечающих за работу конкретных отделов) и генеральных (руководящих несколькими подразделениями) менеджеров. Существенно дифференцированы и роли менеджеров высшего, среднего звена и линейных руководителей, напр., начальников цехов. Совершенно своеобразна ролевая система менеджеров проектов, руководящих создаваемыми для решения конкретных задач временными командами. Общим для всех этих категорий является то, что в их ролевую систему включены две основные функции: инструментальная (технологическая) — организация совместного труда для достижения предписанных целей — и соц. — сохранение работоспособного коллектива, команды и стимулирование работников.
Существует немало концепций, описывающих в Р. с. м. технологические функции. А.Файоль выделил шесть таких функций: административные; технич., коммерческие, финансовые операции; обеспечение безопасности; анализ хозяйственной деятельности. Л. Гулик полагал роли менеджеров связанными с задачами планирования, организации, комплектования штата, управления, координации, отчетности, составления бюджета. При этом главной он считал задачу сохранения структуры организации и обеспечение достижения ее целей.
В совр. литературе основное внимание обращается на соц. функции менеджера: планирование, организация, лидерство и контроль. Соц. функции лежат в основе типологии, предложенной Г. Минцбергом. Сгруппировав их, он выделил десять основных ролей: «наблюдатель», «проводник», «оратор» (информирование), «глава», «лидер», «связующее звено» (межличностные отношения), «предприниматель», «пожарный», «распределитель ресурсов», «участник переговоров».
Концепция «революции менеджеров» подчеркивает радикальный сдвиг разделения функций собственника и функций профессионального управляющего. Менеджеры обретают все большее влияние на развитие организаций и экономику в целом.
В совр. России профессия менеджера высоко востребована, причем высшие учебные заведения не поспевают за спросом на рынке труда.
См. также: Менеджмент, Организационная культура предприятия, Ролевая система работника.
Лит.: Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб., 1999; Ромашов О. В. Реформы в России глазами предпринимателей // Социологические исследования. 1996. № 9; Argyris С. On Organizational Learning. — Oxford, 1992; Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practices and Principles. — Oxford, 1985; Kanter R. M. When Giants Learn to Dance. Management in Careers in the 1990. — New York, 1989.
Л. С. Яковлев

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.