РОЛЕВОЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
РОЛЕВОЙ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ
разновидность неустранимого позиционного конфликта в организации, проявляющегося на уровне личности отдельного работника (см.: Конфликт в организации; Позиционный конфликт). Он обусловлен его принадлежностью одновременно к двум или нескольким социальным системам и ролевым позициям: представитель администрации, член коллектива, профессионал, гражданин, член какой-либо политической партии и т. д. (см. Статус работника в организации). Каждая из ролевых позиций предписывает работнику свои (часто противоположные) требования и модели поведения в одних и тех же ситуациях (см.: Организационное поведение; Управленческая ситуация).
Р. В. К. в О. продуцирует определенный тип дисфункций в организации (см. Дисфункции в организации). Его суть заключается в том, что работник в силу объективных причин (противоположность требований, предъявляемых к нему различными ролевыми системами) оказывается либо неспособным принять оптимальное решение, либо вообще неспособным принимать решения и осуществлять деятельность.
Изучение Р. В. К. в О. восходит к исследованию проблем внутриличностного конфликта в психоаналитической школе в психологии (З. Фрейд, Э. Фромм), в рамках структурного функционализма (Т. Парсонс) и развитой ролевой теории в социологии и антропологии (Р. Линтон), социологии малых групп (Дж. Морено).
В организационной теории эта проблема разрабатывалась первоначально представителями школы социальных систем (Ч. Барнард, Г. Саймон) (см. Школа социальных систем). Примером дисфункции в организации, обусловленной Р. В. К. в О. и возникающей на уровне руководителя, выступает феномен, определенный Ч. Барнардом как «паралич воли». Его происхождение он объяснял противоположными требованиями, предъявляемыми к руководителю различными системами писаных и неписаных правил — моральных кодексов (профессиональный, административный, гражданский, юридический и т. д.).
Кроме того, Р. В. К. в О. рассматривается в ряде концепций как один из важных источников накопления ошибок при передаче информации по официальным каналам коммуникации и как один из факторов, препятствующих принятию оптимальных решений (Г. Саймон, А.И. Пригожин) (см.: Искажение информации в организации; Концепция ограниченной рациональности; Коммуникации в организации).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000