Роскошь
Роскошь
Розкіш. Luxury. Признак культуры богатых. Р. означает не только обладание значительным богатством, но и стилем поведения, как средством сохранения и закрепления дистанции, отделяющей богатых от бедных, а также создающей им особый социальный статус, статус богатых. Р. предполагает ориентацию на обладание вещами, недоступными не только бедным, но менее богатым, и ориентацию на престижное потребление, т. е. потребление особого рода услуг, проведение досуга и т. д. Культура богатых в этом смысле предполагает наличие особой инфраструктуры, включающей в себя индустрию роскоши домов моды, средств рекреации и прочее, которая обеспечивала бы воспроизводство богатства именно как особой субкультуры. Р., как культурообразующий признак, обладает тем качеством, что даже живущие в достатке, по отношению к живущим в роскоши, находятся в состоянии субъективной бедности, которая и создает социальную дистанцию между ними, закрепляющую также и в виде культурного барьера. Р., как и все социальные явления, относительна. Ее относительность проявляется, скажем, в том, что люди со средним достатком являются богатыми по сравнению с бедными, высшие слои среднего класса, в свою очередь, богаты по сравнению с низшими слоями среднего класса и т. д., но во всех случаях для “богатых” образцом поведения является поведение собственно богатых (т. е. самых верхних слоев общества), которому они, подобно имитаторам моды и в силу своих возможностей, подражают, стремясь преодолеть восходящую и сохранить нисходящую дистанцию и статус. См. также Барьер культурный, Бедность субъективная и Культура бедности.