Российская Федерация

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Российская Федерация (РФ)-
согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ст. 3 Конституции подчеркивает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Каждая республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.
Другие субъекты имеют свои уставы и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между входящими в нее субъектами. Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. РФ – светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
суверенное федеративное многонациональное государство, образовавшееся в конце 1991 г. С 7 ноября 1917 г. после победы Октябрьской революции — Российская Советская Республика. Юридически оформлена на III Всероссийском Съезде Советов в январе 1918 г. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) 30 декабря 1922 г. вместе с другими республиками, образовавшимися на территории бывшей Российской империи, вошла в состав СССР. Россия занимала 76,2% территории СССР, а число жителей достигало 51,4% всего населения СССР. По численности населения (142,3 млн. человек, 2007 г.) Россия занимает седьмое место в мире. До 1990 г. в состав РСФСР входили 16 автономных республик (Башкирия, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карелия, Коми, Марийская, Мордовская, Северная Осетия, Татария, Тува. Удмуртия, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская). 5 автономных областей (Адыгейская. Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская. Хакасская), 10 автономных округов (Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало- Ненецкий), 6 краев, 49 областей. Автономные области и округа входили в состав краев и областей. Всего существовало 86 национально-государственных и административных единиц.
РСФСР была самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории и численности населения, экономическому потенциалу и концентрации научных сил и центров. На нее падали и все основные тяготы и лишения, перенесенные страной. Но из этого для РСФСР не следовало никаких привилегий. Более того, статистика свидетельствует о сравнительном отставании темпов развития республики по многим параметрам даже на фоне невысоких среднесоюзных результатов. В значительной степени это было связано с системой управления. В условиях командно-административной системы союзные органы решали многие вопросы, связанные с РСФСР, непосредственно из центра. В силу этих причин республиканский бюджет был относительно более ограничен, ибо, например, отчисления от предприятий ВПК в него не поступали. В РСФСР не было некоторых важных министерств и ведомств, имевшихся в других республиках, и даже в партийной структуре — реальном тогда источнике власти — только эпизодически, на короткое время создавались некие их паллиативы типа бюро ЦК КПСС по РСФСР. Отнюдь не преувеличивая роль республиканских структур в рамках существующего централизма, нельзя не видеть в них определенных носителей региональных интересов. Значительным шагом на пути обретения РФ подлинного суверенитета явилась Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. I Съездом народных депутатов РСФСР. После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутригосударственном устройстве. IV Съезд народных депутатов Российской Федерации признал необходимым повысить правовой статус всех автономных рее- публик, исключив из их названия слово «автономные». Тем самым было установлено новое официальное наименование этих республик — «республики в составе Российской Федерации».
Наряду с этим правовой статус республик в составе РФ получили все бывшие автономные области, кроме Еврейской автономной области. Адыгейская республика вышла из состава Краснодарского края, Республика Алтай — из Алтайского края, Чечено-Ингушская республика разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики, Москва и Санкт-Петербург стали отдельными субъектами. Всего в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов РФ 21 апреля 1992 г. VI Съезд народных депутатов Российской Федерации своим законом внес изменения в официальное название страны. Вместо Российской Советской Федеративной Социалистической Республики она стала называться «Российская Федерация — Россия». Изменились названия и некоторых республик в составе Российской Федерации. Многонациональный характер Российской Федерации отражен в структуре и этническом составе высших органов государственной власти. Так, в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Депутатами Государственной Думы избраны люди десятков национальностей. В составе Правительства имеется Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, специально занимающееся национальными и межнациональными проблемами. В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик в составе РФ, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ Этнические группы, проживающие за пределами своих национально-государственных образований или не имеющие их, получают необходимые возможности для реализации национально-культурных запросов, особенно в сфере образования, общения, народного творчества, а также создания очагов национальной культуры, использования средств массовой информации, удовлетворения религиозных потребностей. Созданы условия для свободного развития и равноправного использования всеми гражданами родных языков. Во многих республиках языки титульной нации объявлены государственными языками.
В то же время законодательно закреплено в целях обеспечения общегосударственных задач признание русского языка на территории России государственным языком. По Конституции 1993 г, в составе Российской Федерации находятся 89 субъектов; 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, 2 города федерального значения. В Конституции записано, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Однако фактически республики в составе РФ, являющиеся национально-государственными образованиями, обладают большим объемом полномочий. Так, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Все другие субъекты Федерации — устав и законодательство. Каждая республика имеет свое гражданство, которое определяется республиканским законом. Республики обладают международной правосубъектностью. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территорий ее субъектов, Неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса РФ является ее территориальное единство. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. См.: Конституция Российской Федерации.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Российская Федерация
демократическое суверенное федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором источником власти является многонациональный народ. Население РФ в 2002 г. составляло 145164 тыс. человек, представляющих 182 национальности, из них 115868 тыс. человек — русские. Еще 6 народов имеют численность, превышающую 1 млн. человек: татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Площадь — 17 075 тыс. кв. км, столица — Москва. Государственный язык — русский. Становление и развитие формы государственного устройства в Рос сии прошло ряд этапов. Вплоть до начала XX столетия Россия существо вала как унитарное государство, хотя элементы федеративности имели место в государственной структуре Российской Империи (наличие в составе России Царства Польского, Великого княжества Финляндского, Бухарского и Хивинского ханств с особыми законодательствами и государственными учреждениями). Законодательное оформление ее как федерации произошло после революции 1917 г. в связи с принятием в январе 1918 г. на III Всероссийском Съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Конституции РСФСР. Для России с ее огромной территорией и множеством национальных общностей и этнических групп федерация являлась оптимальной формой государственности, субъектом которой выступали автономные образования (автономные республики, области, округа). С 1922 г. до 1991 г. Россия в качестве союзной республики входила в состав Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Новый этап развития российского федерализма связан с распадом Советского Союза и принятием в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России.
В 1991 г. Россия и другие бывшие союзные республики подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств, что прекратило существование СССР. В 1992 г. между субъектами Российской Федерации был заключен Федеративный Договор, за фиксировавший административно-территориальное деление страны, разграничение предметов ведения и полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти, а края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург официально были признаны субъектами РФ. Согласно Конституции, принятой в 1993 г., субъектами РФ являются входящие в состав РФ национально-государственные и территориально-государственные образования. Если национально-государственные субъекты федерации (автономные республики, автономные области, автономные округа) выделяются на основе компактного проживания того или иного этноса, то основой дифференциации территориально-государственных образований (края, области, города федерального значения) служат особенности социально-экономического развития регионов.
В общей сложности в настоящее время насчитывается 88 субъектов федерации, из них 21 автономная республика, 9 автономных округов, 1 автономная область, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения. Конституция РФ зафиксировала принципы построения Российской Федерации, к числу которых относятся государственная целостность (отсутствие права выхода из федерации), равноправие субъектов федерации, единство системы органов государственной власти и права, единое гражданство, конституционное закрепление компетенции федерального центра и субъектов федерации, верховенство Конституции и федеральных законов, общность экономического пространства (системы финан сов, налогов, недопущение таможенных границ, свободное перемещение товаров, рабочей силы, услуг и др.). Установление и реализация этих принципов были призваны предотвратить обозначившиеся тенденции распада страны и обеспечить территориальную и государственную целостность России. Важное значение для построения федеративного государства имело разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами, правовой базой которого является Конституция РФ, Федеративный договор и договора между различными субъектами федерации. Основным принципом разграничения выступает выделение трех сфер ведения — исключи тельное ведение РФ, совместное ведение РФ и субъектов, ведение субъектов РФ. К исключительной компетенции Российской Федерации от носятся: принятие федеральной конституции и федеральных законов; федеративное устройство и территория РФ; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, денежное, валютное и таможенное регулирование; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы и ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения; внешняя политика и международные отношения; внешнеэкономические отношения; вопросы обороны и безопасности; защита государственной границы; осуществление судопроизводства; федеральная государственная служба; вопросы метрологии и статистики; государственные награды. Данные сферы имеют исключительную важность для жизнеобеспечения населения всей страны. Вопросы совместного ведения РФ и ее субъектов включают в себя пользование, владение и распоряжение землей; государственное строительство; обеспечение соответствия правовой базы субъектов федерации федеральному законодательству; организацию местного самоуправления; налогообложение субъектов федерации; вопросы здравоохранения, образования и культуры.
Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В РФ установлено равноправие населяющих страну народов. Защита Отечества квалифицируется как долг и обязанность гражданина. Законодательство гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, каждый из которых вправе самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность. Однако продекларированные принципы пока не получили социально-экономического обеспечения. Насильственный разрыв исторических связей с республиками бывшего СССР, затянувшееся реформирование по монетаристской схеме предопределили глубокий цивилизационный кризис российского общества, сопровождающийся многими негативными процессами, в том числе сокращением численности его населения. В настоящее время Россия является страной с переходными экономикой и общественным строем, развитие которых заключается в реализации установки «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», зафиксированной в Конституции РФ (см. ст. 7). Др социол. наук С. И. Росенко.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.