официальное наименование Российского государства, установленное в 1721 г. и сохранившееся до 1917 г. Данное название означало, что речь идет об обширном монархическом государстве, главой которого является император. Империей называют также государство, имеющее, как правило, колониальные владения. Р. и. не была колониальной империей в общепринятом смысле этого понятия по ряду причин. Во-первых, более 90% народов и их территорий добровольно вошли в состав Русского государства. Во-вторых, Р. и. являлась единым, территориально целостным государством; не было деления на метрополию и колониальные владения. В-третьих, по существу не было экономического ограбления национальных окраин. В-четвертых, хотя и были отдельные ограничения по национальному признаку, однако угнетения наций, деления на нацию угнетающую и нации угнетенные, нацию имперскую и колониальные народы, как это бывало между метрополиями и их колониями, в Р. и. не осуществлялось. В отличие от «классических» колониальных империй, которые почти полностью истребили население трех материков (Северная и Южная Америка, Австралия), поработили Африку, Россия разрасталась, главным образом, путем вхождения в ее состав различных территорий и народов на основе договоров. Этим объясняется и длительное сохранение местных порядков, автономного управления, многообразия форм взаимоотношений между «национальными окраинами» и центром. Характерным для царского правительства был дифференцированный подход в осуществлении национальной политики, допускалось политико-правовое многообразие в управлении территориями. Управление национальными окраинами осуществлялось по-разному, с учетом исторических, политических, территориальных, этнических и иных особенностей. Эта система управления отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был 8 своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе.
Р. и. умела включать в осуществление власти национальные «верхи». Финляндия была присоединена к России в 1809 г. в результате русско-шведской войны (1808-1809 гг.). Великое Княжество Финляндское имело особый правовой статус в составе России, пользовалось политико-правовой автономией. У Финляндии имелись собственная конституция, утвержденная российским императором, и законодательный орган — сайм. Имея титул Великого князя Финляндского, император стоял лишь во главе исполнительной и судебной власти. На вошедших в состав России польских территориях было образовано Королевство Польское, также имевшее особый статус. Польша, как и Финляндия, управлялась на основе своей конституции, имела собственную армию, законодательный орган — сейм Только после подавления национально-освободительного восстания 1830-1831 гг. была отменена конституция, проведена реформа управления, значительно ограничившая самостоятельность Польши в составе Р. и. Прибалтика имела обычное административно-территориальное деление — губернии; Лифляндскую, Эстляндскую, Курляндскую. В конце XVIII в. эти губернии были объединены в Остзейский край. Его правовое положение имело некоторые особенности.
После освобождения Бессарабии от турецкого владычества произошло воссоединение всех молдавских земель в составе Российского государства. И сразу же был издан правовой акт об управлении этим регионом. Система управления учитывала особый национальный состав и национальную специфику присоединенного края. В частности, допускалось использование наряду с русским молдавского языка в качестве языка органов управления и суда. Областной аппарат формировал чиновников из местного боярства. В 1818 г. Александр I одобрил «Устав образования Бессарабской области», что ознаменовало придание Бессарабии статуса автономии. Всестороннее руководство Туркестанским краем осуществляло Управление во главе с генерал-губернатором, который владел местными языками и хорошо знал национальные традиции и обычаи. В Средней Азии сохранились Бухарский эмират и Хивинское ханство, но в несколько урезанном виде. За ними сохранились атрибуты самостоятельных государств, находящихся под протекторатом России. Таким образом, вновь присоединенные земли органично входили в состав единого Российского государства, сохраняя при этом свое правовое, культурное, национальное и религиозное своеобразие, сложившиеся институты самоуправления. Вхождение народов в состав крупного централизованного Российского государства в целом имело прогрессивное значение. Оно создало более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития этих народов. Не отрицая негативных моментов, связанных с фактическим положением некоторых национальностей, нельзя не видеть тех очевидных преимуществ, которые обрели народы, будучи в составе Р. и.
Во-первых, ни один, даже самый малочисленный народ, находясь в составе Р. и., не исчез физически, не перестал существовать как этнос. Ни у одного земледельческого народа, будь то в Поволжье, на берегах Балтики, в Закавказье, в бассейне Амударьи и Сырдарьи, русские переселенцы земли не отобрали. Нигде они не ущемляли жизненно важных интересов кочевого населения.
Во-вторых, вовлечение новых территорий в орбиту единого всероссийского рынка, а через него — в сферу мирового хозяйства способствовало экономическому и социальному развитию самых отдаленных окраин страны. Присоединившиеся народы отсталых окраин, оказавшись в могущественной стране, контактировали с народами, достигшими более высокого социально-экономического и культурного развития. Они избавлялись от вражеских вторжений и угрозы порабощения со стороны соседних государств, от постоянных междоусобиц феодальной энати.
В-третьих, действительно добровольным было вхождение в состав Русского государства народов, населяющих огромные области: Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Армении, Ка- барды, Казахстана и др. История никакой иной европейской или азиатской империи не знает ничего подобного.
В-четвертых, главной целью Р. и. была не религиозная и культурная ассимиляция, а безопасность Русского государства. Расположенная на бескрайних просторах североевразийских равнин, Русь, начиная с момента своего образования, испытывала постоянные набеги степных кочевников и агрессию со стороны европейских государств. Отсутствие четких естественных пограничных рубежей делало простое отражение набегов и ответные походы малоэффективным средством защиты. После трехвекового монгольского ига объединившееся и усилившееся Русское государство стало ощущать, что собственная безопасность может быть обеспечена расширением границ. Многовековой опыт Древней Руси и Р. и. показал всему человечеству: совместная жизнь очень разных в социальном, культурном, религиозном отношениях народов возможна без их взаимоистребления и колонизации одних другими. Р. и. включала в свой состав новые народы не только не требуя их ассимиляции, но напротив, сохраняя многообразие племен, вер и языков. Подтверждением этому является и то, что государственная идея не была слита с идеей национальной и империя не превратилась в страну русских.
С момента возникновения русской государственности ее единство в киевский, московский, имперский периоды основывалось на этническом разнообразии населения. В России в конце XIX в. было около 200 народов и национальностей. Это требовало особого подхода к их интересам и запросам. Для мусульман в Средней Азии, напр., сохранялись традиционные формы правления, не допускалось вмешательство в культурные вопросы, местное население избирало волостных, сельских аксакалов, сборщиков налогов и кандидатов в судьи, отбывание воинской повинности заменялось налогом. Генерал-губернаторы и высшие чиновники администрации, назначенные из центра, знали местные языки, традиции и обычаи. Российская империя с ее чисто административным, губернским, областным и уездным делением и провозглашенным для всех подданных (кроме евреев) правом перемещения в ее пределах не давала возможности утверждения мононациональности отдельных территорий. Характерной чертой русской истории являлось также выдвижение представителей нерусских этнических групп на высшие политические и административные должности. Однако все это не означает отсутствия в Российской империи противоречий в сфере национальных отношений.
Официальная политика самодержавия в национальном вопросе с известным креном в великорусскую державность и официальной идеологией «самодержавия, православия, народности» стимулировала, особенно с конца XIX в., недовольство среди народов местных этнических групп (поляков, финнов, евреев и др.). Однако в целом, по большому счету официальная политика Российского государства в отношении нерусских народов отличалась не только толерантностью, но и заботой и вниманием. Таким образом, особенность становления Российского государства, а затем и империи, состояла в том, что, в отличие от Запада, тут не было не только устранения языков и рас, но даже и намерения это делать. Россия не устраняла их, а вбирала в себя, в свое тело. Р. и. являла собой многосложный политический, хозяйственный и административный конгломерат земель, этносов, культур, совершенно чуждый какой-либо унификации и жесткости. Россия как государство изначально строилась как государство многонациональное, в котором мирно уживались многие этносы. Вот эта уживчивость, как бы врожденный интернационализм, во все времена были отличительными признаками Р. и., в отличие от всех других империй. См.: Общность исторических судеб народов Российской Федерации, Россияне, Этнический состав населения Российской империи.