РУФ Уэйд Кларк

Найдено 1 определение
РУФ Уэйд Кларк
(р. 1939) - американский исследователь религии, профессор университета в Санта-Барбара (Калифорния), директор университетского Центра изучения религии. Окончил Йельскую теологическую школу. Диссертацию по социологии религии защитил в университете штата Северная Каролина (1978), где работал под руководством Ленски. В 1979-1990 гг. был профессором социологии университета в Амхерсте (Массачусетс). Р. избирался исполнительным секретарем (1978-1983) и президентом (1996-1997) Общества научного изучения религии США, вице-президентом Ассоциации социологии религии, членом руководящего совета Международного общества социологии религии. В 1970-е годы темой исследований Р. было положение традиционных религий в условиях современных социальных изменений. Он изучал соотношение традиционных форм действий религиозных и явлений модернизма религиозного в протестантских церквях США, сравнивая положение в епископальных и конгрегационалистских приходах Северной Каролины. Особое внимание при этом Р. уделял опросам членов организаций религиозных, служителей и прихожан, которые считал наиболее достоверным источником социологической информации. Выводы Р. утверждали наличие двух тенденций в мировоззренческих и социальных ориентациях верующих, которые он обозначил понятиями локализма и космополитизма. Локализм предполагает приоритет представлений и ценностей, культивируемых в непосредственном окружении человека (в местном приходе, в ближайшем круге общения и т. п.). Это, так сказать, провинциальный или «сельский» тип религиозного поведения. Наиболее соответствуют локализму консервативные взгляды на общество, мораль и пр. Космополитизм свидетельствует об избрании более широкого круга культурных ценностей. Его приверженцы чаще принадлежат к городской среде, разделяют либеральные настроения и активнее поддерживают социальные перемены. Р. не настаивал на жесткой дифференциации верующих по этим двум направлениям, предложив данное различение как способ первичного анализа современного массового сознания религиозного. С 1980-х годов основным направлением деятельности Р. стало изучение религиозной ситуации в США. Он участвовал в составлении ряда коллективных обзорных трудов о состоянии протестантских и других общин религиозных, о динамике их состава, изменениях в практиках религиозных, социальных позициях верующих. Собранный материал позволял представить общую картину места и роли религии в социокультурной жизни США. Благодаря этой работе Р. получил признание как один из наиболее компетентных экспертов в стране по вопросам религии и общества. Наибольшую известность в этом отношении получило его исследование в соавторстве с Уйльямом Маккйнни «Главная тенденция религии в Америке» (1987). По наблюдению авторов, в религиозной жизни американского общества возникло и быстро распространяется явление, названное ими «новый волюнтаризм ». Этим термином они обозначили начавшуюся в 1960-е годы тенденцию к более свободному выбору религиозной принадлежности по сравнению с традиционализмом прежних времен. Как отмечалось в книге, для религиозного выбора современных людей уже не имеют определяющего значения церковное членство их родителей, этнические или социально-классовые традиции окружающих групп населения и другие факторы, еще недавно существенно влиявшие на идентичность религиозную. Это явление привело к заметному упадку церквей, принадлежащих к традиционным религиям. В то же время оно способствовало образованию новых форм религиозной общности, объединению верующих по признакам единых политических (либеральных, консервативных и пр.) взглядов, культурных интересов, мирских увлечений. Анализ перемен в религиозной ситуации страны привел Р. к изучению новых взаимоотношений между институтам и религиозными и светскими институтами общества (семья, образование, здравоохранение и пр.). Главным объектом исследования стал совокупный участник этих взаимоотношений - поколение «бэби-бума» 1960-х годов. В начале 1990-х годов Р. провел широкомасштабную серию массовых анкетных опросов, интервью и кейс-стади в четырех штатах (Калифорния, Огайо, Массачусетс, Северная Каролина). Результаты были изложены им в книге «Поколение ищущих» (1993). Один из ведущих выводов заключался в том, что утрата устойчивой потребности в традиционных способах религиозного поведения вовсе не означает потери интереса к духовным приоритетам. Проявления религиозности стали более разнообразными, выражающими индивидуальные мотивы, личный духовный поиск и прагматизм жизненных интересов. Подтверждением этого вывода стато новое исследование Р., проведенное им в Лос-Анджелесе вместе с Д.Миллером и Д. Орром («Духовный рынок: поколение “бэби-бума” и переустройство религии в Америке», 1999). В нем было описано функционирование религии в публичном пространстве большого города и указано на формирование новой конфигурации религиозно-общественных отношений - сетевой структуры из этноконфессиональных (см. Этнорелигиозность), трансденоминациональных (см. Деноминация), церковно-организационных и теологических элементов, которая охватывает большинство сфер социальной и духовной жизни населения. Такое состояние получило у авторов название «новая политика духа».

Источник: Социология религии. Словарь.