работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. К руководителям относятся директора, управляющие, заведующие, главные специалисты и др.
РУКОВОДИТЕЛИ
РУКОВОДИТЕЛИ
Руководитель
лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках определенных полномочиями выполнять все его требования. Руководители высшего звена руководители организации и их заместители. Определяют миссию организации, цели и политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления, представительствуют на переговорах. Руководители среднего звена руководители основных подразделений и предприятий, входящих в организацию. Через подчиненных руководителей низового уровня управляет текущей деятельностью: устанавливает задания исполнителям, контролирует их выполнение, проводит мероприятия по совершенствованию производства, условий труда и пр. Руководители низового звена руководители низовых подразделений (отделов, цехов, участков). Непосредственно управляют технологическими процессами и исполнителями (рабочими и другими неуправленческими работниками).
Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.
Руководитель
лицо, наделенное общественными институтами управления, коллективом полномочиями власти, выполняющее функции активного регулирующего влияния на группу лиц (коллективов), ему подчиненных. Статус Р. реализует важнейшую функцию взаимодействия разнообразных взаимосвязанных сфер общественной жизни: системы хозяйствования и отдельного ее звена, гармонизации общегосударственных, групповых и личных интересов трудящихся. Современная перестройка управленческого труда придает наибольшую актуальность таким направлениям деятельности Р., как переход от преимущественно командно-административных к преимущественно экономическим методам управления и их разумному сбалансированию; от исполнительности, дисциплины, настойчивости в выполнении решений вышестоящих органов к самостоятельности, инициативе, социалистической предприимчивости, хозяйственному риску; от авторитарных к демократическим методам руководства подчиненными; от технократических тенденций в решении социальных вопросов к активной социальной политике; от волюнтаризма и бюрократизма в организации и технике управления к настойчивому овладению передовой управленческой культурой. Важнейшим условием повышения воспитательного потенциала руководителей, а в конечном итоге повышения эффективности их управленческой деятельности, является вооружение Р. достаточным объемом знаний в области человековедческих дисциплин, основ теории управления, социальной психологии, производственной педагогики, служебной этики. Укрепление научных основ подбора, подготовки и расстановки управленческих кадров, ставит на повестку дня разработку критериев оценки профессиональной пригодности кандидата на руководящую должность, приемов и методов практического испытания его способности эффективно руководить в современных условиях демократизации нашего общества и совершенствования хозяйственного механизма. Уровень экономической подготовки, умение развивать социалистическую предприимчивость необходимые слагаемые успешной деятельности Р. сегодня. Создание института стажеров, всесторонний анализ и оценка образа жизни, здоровья (морального и физического) претендента, разработка действенных, обоснованных процедур выдвижения и самовыдвижения (конкурсный отбор) людей на руководящую должность-важные направления повышения эффективности в работе управленческих кадров. Успех работы Р. в условиях осуществляемой в стране перестройки во многом будет зависеть от умелого использования данных социологических исследований, вооружающих такой социально значимой информацией, которую не дает ни интуиция, ни личный опыт управленческой работы. Успешное руководство людьми и управление социальными процессами в трудовом коллективе невозможны, если Р. не опирается на данные социологических исследований и деятельность социологических служб. Для современного Р. доминирующим в деловом поведении становятся преимущественно коллективные формы обсуждения и выработки управленческих решений, наилучшим образом способствующие формированию механизма саморегуляции, повышения профессионализма и развития способностей, обогащения жизненного опыта каждого работника, что положительно влияет на трудовую мораль, способствует предупреждению конфликтов, трений и т. д. Для современного Р. становится непреложной социальной нормой принимать управленческие решения с учетом общественного мнения различных социальных групп населения, что способствует гуманизации управленческой деятельности, его социальной эффективности.
Источник: Социологический справочник