РУСОФОБИЯ
русофобия
russophobia греч. phobos ‘страх’. - Чувство неприязни к людям русской национальности, нередко воплощающееся в организуемые против них действия. Ср. русофилия.
Русофобия
культивация неприязни к русскому народу; идеология отрицания достоинств русской нации и ее позитивного вклада мировую историю; враждебные российскому государству и народу политические действия, мотивируемые ложно имитируемыми обвинениями в адрес России и ее политики. На протяжении нескольких веков идеологи р. формировали в общественном сознании своих наций отрицательный образ русских, наделяя их таким «архетипическими» чертами, как рабская психология, холуйское поклонение чуждой народу власти, неприятие чужого мнения, отсутствие чувства собственного достоинства, зависть, злоба, жестокость и др. Столь отрицательным комплексом «качеств» мотивируется периодическое пребывание русского народа во власти деспотических режимов. История российского народа подается р. как сплошное противодействие «мировому политическому процессу» и навязывание своей воли другим, крайним выражением чего называются Октябрь 1917 г. и идея экспорта революции. Жестокость сталинского режима истолковывается как следствие русского национального характера. Первоначально р. формировалась в ходе войн, которые приходилось вести России с Польшей, Швецией и Оттоманской Портой, а также в период колонизации новых территорий, и дополнялась религиозными антипатиями православия к другим религиям. Национальная политика в годы советской власти рассматривалась р. как проявление «миссионерско-имперской» сущности русской нации. В последний период советского общества р. активизировалась на внутрисоюзной арене и по сей день проявляется по отношению к русской диаспоре в государствах Прибалтики и некоторых бывших республиках СССР. Нынешнее состояние России оценивается идеологами р. как доказательство исторической неспособности русских возродить свое отечество. С целью его спасения навязывается чуждая русскому народу модель западной демократии, что уже нанесло огромный ущерб экономическому и духовному потенциалу России. Преодоление антирусских этнопсихологических и шовинистических установок, понимание выдающегося вклада русской нации в историю и культуру человечества — необходимое условие развития современного цивилизационного процесса на основе социальной справедливости и доверия в отношениях между народами. Эти вопросы необходимо решать как в обыденной жизни, так и на уровне целенаправленной национально государственной политики. Др филос. наук А. И. Доронченков.
Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.
РУСОФОБИЯ
Комплекс взглядов и настроений, выражающий негативное отношение к русскому народу, его истории, культуре, вере, государству, иногда приобретающий характер концепции, лежащей в основе антирусского идейно-политического движения, антирусской политики. Находится в одном ряду с другими этническими фобиями, на основе которых возникают всевозможные стереотипы и предубеждения, питающие межнациональную вражду и ненависть.
В идейный комплекс Р. входят определенные характеристики, приписываемые русским людям и якобы определяющие национальный характер народа. Для Р. характерно презрительное отношение к истории русского народа, ее трактовка как “бытия вне истории”.
В ее основе лежит также безграничный элитизм — разделение общества на творческую элиту (“зрячих”) и народ как слепую массу и материал для политических экспериментов. Р. отрицает самобытность, самостоятельность и оригинальность русской культуры, ее вклад в мировую культуру, считает ее вторичной, преувеличивает значение иностранных влияний, недооценивает культурно-политический потенциал русского народа, его патриотизм. Поиски своего пути развития тенденциозно истолковываются как проявление русского национализма или русского мессианизма, а русское национальное движение характеризуется как “фашистское” или “шовинистское”. Причины Р. весьма разнообразны. Зачастую она является оборотной стороной гипертрофированной привязанности и любви к определенному народу (этнофилия), различных видов этноцентризма, умаляющих достижения и достоинства России и русского народа и преувеличивающих значение и достоинства других народов.
В этом случае она порождается односторонней ориентацией на этот народ, восприятием его социально-политических форм и пути развития как образцового.
В некоторых случаях Р. является следствием недооценки национального фактора, национального нигилизма. Иногда усиление Р. продиктовано укреплением международной позиций России, межнациональными конфликтами и, как результат, национальными ущемлениями и обидами. Ее аргументы используются в политической пропаганде для нравственного оправдания геополитических устремлений других стран, в целях разложения национального самосознания русского народа. Это задевает чувство национальной гордости и вызывает ответную реакцию, направленную на защиту достоинства России и русских. У некоторых русских Р. порождается сложностью и неоднозначностью их национального самосознания, не идентифицирующего их с русским народом. Иные представители меньшинств, проживающих в России, в Р. находят аргументы для самосохранения и защиты своей культуры. Р. обосновывает двойные стандарты в подходе к праву нации на самоопределение, в частности права на воссоединение разделенного народа. Для Р. характерны надуманный, абстрактный характер, игнорирование фактов, антиисторизм, тенденциозность. Эффективными средствами борьбы с Р. являются не только соответствующая пропаганда, разработка и безусловное исполнение норм внутреннего и международного права, нацеленных на борьбу с дискриминацией, но и четкое определение национальных интересов России и русского народа. Понятие “Р.” используется также для обозначения дискриминационной политики по отношению к русским, выражающейся в отказе в предоставлении гражданства русским, игнорировании их языковых, образовательных прав и т.д. Такого рода политические действия нарушают Декларацию прав человека ООН (1970) и нормы международного права.
В идейный комплекс Р. входят определенные характеристики, приписываемые русским людям и якобы определяющие национальный характер народа. Для Р. характерно презрительное отношение к истории русского народа, ее трактовка как “бытия вне истории”.
В ее основе лежит также безграничный элитизм — разделение общества на творческую элиту (“зрячих”) и народ как слепую массу и материал для политических экспериментов. Р. отрицает самобытность, самостоятельность и оригинальность русской культуры, ее вклад в мировую культуру, считает ее вторичной, преувеличивает значение иностранных влияний, недооценивает культурно-политический потенциал русского народа, его патриотизм. Поиски своего пути развития тенденциозно истолковываются как проявление русского национализма или русского мессианизма, а русское национальное движение характеризуется как “фашистское” или “шовинистское”. Причины Р. весьма разнообразны. Зачастую она является оборотной стороной гипертрофированной привязанности и любви к определенному народу (этнофилия), различных видов этноцентризма, умаляющих достижения и достоинства России и русского народа и преувеличивающих значение и достоинства других народов.
В этом случае она порождается односторонней ориентацией на этот народ, восприятием его социально-политических форм и пути развития как образцового.
В некоторых случаях Р. является следствием недооценки национального фактора, национального нигилизма. Иногда усиление Р. продиктовано укреплением международной позиций России, межнациональными конфликтами и, как результат, национальными ущемлениями и обидами. Ее аргументы используются в политической пропаганде для нравственного оправдания геополитических устремлений других стран, в целях разложения национального самосознания русского народа. Это задевает чувство национальной гордости и вызывает ответную реакцию, направленную на защиту достоинства России и русских. У некоторых русских Р. порождается сложностью и неоднозначностью их национального самосознания, не идентифицирующего их с русским народом. Иные представители меньшинств, проживающих в России, в Р. находят аргументы для самосохранения и защиты своей культуры. Р. обосновывает двойные стандарты в подходе к праву нации на самоопределение, в частности права на воссоединение разделенного народа. Для Р. характерны надуманный, абстрактный характер, игнорирование фактов, антиисторизм, тенденциозность. Эффективными средствами борьбы с Р. являются не только соответствующая пропаганда, разработка и безусловное исполнение норм внутреннего и международного права, нацеленных на борьбу с дискриминацией, но и четкое определение национальных интересов России и русского народа. Понятие “Р.” используется также для обозначения дискриминационной политики по отношению к русским, выражающейся в отказе в предоставлении гражданства русским, игнорировании их языковых, образовательных прав и т.д. Такого рода политические действия нарушают Декларацию прав человека ООН (1970) и нормы международного права.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018
РУСОФОБИЯ
(от Греч, phobos — страх) — сознательно внушаемое и разжигаемое чувство страха и ненависти к людям русской национальности, нередко выражающееся в организованных против них действиях. Р. имеет место в нашей стране и за рубежом со стороны представителей как малочисленных, так и больших народов. Р. имеет длительную историю, разные аспекты и формы проявления. В Российской империи Р. возникала в связи с отождествлением русских с имперской нацией, пользовавшейся якобы какими-то привилегиями и активно помогавшей царскому правительству угнетать другие народы, а потому вызывавшей у этих народов неприязненные чувства. Р. проявлялась обычно в локальных формах, обусловленных чаще всего военными действиями царского правительства по присоединению новых территорий; в настроениях мусульманского населения, где этнические антипатии к русским усиливались религиозными (в Средней Азии, на Северном Кавказе). После Октябрьской революции 1917 г., особенно в 20-е гг., поддержанию и росту Р. способствовали руководители Советского государства. Тогда для обоснования антирусской политики в программных документах ВКП(б) был сформулирован тезис о первостепенной важности борьбы против распространявшегося якобы великодержавного русского шовинизма, а также об особой ответственности русских за деятельность царизма. Эти установки привели фактически к разжиганию антирусских настроений и мощно подпитывали Р.
В последующие десятилетия, особенно послевоенные, русофобы использовали в своих целях распространение в СССР русского языка как основного языка межнационального общения, а также основного языка формировавшейся советской культуры, науки, техники и т. д. Этот процесс, характерный для многонациональных государств, русофобы трактовали как проявление насильственной русификации. Столь же негативно, в духе русофобских толкований, воспринимались процессы добровольной этнической ассимиляции, происходящие в СССР. Поводом для активизации Р. являлись и назначения русских на те или иные высокие должности в национальных республиках. Так, в декабре 1986 г. произошли националистические антирусские выступления в Алма-Ате в связи с назначением на высший пост Казахской республики русского И. Колбина.
Новый рост русофобских настроений произошел в конце 80-х гг., когда начался «парад суверенитетов» в автономных и союзных республиках СССР. Тогда национальная элита республик для достижения своих политических целей в качестве основного средства использовала Р. «Виновниками» всех бед и трудностей объявлялись русские, как живущие в республиках, так и московские, которые правят «националами». В грязных политических целях утверждалось, что насильственная русификация привела к вытеснению национального языка, упадку национальной культуры, забвению национальных обычаев, традиций и т. д. Русских открыто стали называть «оккупантами», «имперской» нацией, великодержавными шовинистами и т. п. Все это происходило на фоне резкого роста местного национализма и национал-сепаратизма. После распада СССР Р. еще более усилилась. В республиках в составе Российской Федерации русские подвергаются дискриминации, оказавшись в положении «чужих» по отношению к титульной нации. В результате они вынуждены выезжать из республик; оказываются в положении вынужденных переселенцев и даже беженцев (из Чечни). Еще больше Р. проявляется в государствах ближнего зарубежья. Там не прекращаются инсинуации о якобы «имперских амбициях» русских, их шовинистических наклонностях. агрессивных замашках и т. д. Во многих из этих государств русские поставлены в положение лиц «второго сорта», лишены гражданских прав, не допускаются в управленческие структуры. В связи с этим увеличивается отток русских из ближнего зарубежья. В последние годы Р. стала распространяться среди определенной части интеллигенции России, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Русофобские настроения активно подогревают центральные СМИ. Становится «модным», чуть ли не ритуальным оскорблять русских, изображать их ксенофобами, кричать о надвигающемся «русском фашизме». Политические цели, преследуемые русофобами, очевидны; на волне антирусских настроений нанести смертельный удар по целостности и единству Российского государства. Р. — опасное политическое, идеологическое и психологическое оружие. См.: Ксенофобия. Национализм. Русский вопрос, Русский этнос, Шовинизм.
В последующие десятилетия, особенно послевоенные, русофобы использовали в своих целях распространение в СССР русского языка как основного языка межнационального общения, а также основного языка формировавшейся советской культуры, науки, техники и т. д. Этот процесс, характерный для многонациональных государств, русофобы трактовали как проявление насильственной русификации. Столь же негативно, в духе русофобских толкований, воспринимались процессы добровольной этнической ассимиляции, происходящие в СССР. Поводом для активизации Р. являлись и назначения русских на те или иные высокие должности в национальных республиках. Так, в декабре 1986 г. произошли националистические антирусские выступления в Алма-Ате в связи с назначением на высший пост Казахской республики русского И. Колбина.
Новый рост русофобских настроений произошел в конце 80-х гг., когда начался «парад суверенитетов» в автономных и союзных республиках СССР. Тогда национальная элита республик для достижения своих политических целей в качестве основного средства использовала Р. «Виновниками» всех бед и трудностей объявлялись русские, как живущие в республиках, так и московские, которые правят «националами». В грязных политических целях утверждалось, что насильственная русификация привела к вытеснению национального языка, упадку национальной культуры, забвению национальных обычаев, традиций и т. д. Русских открыто стали называть «оккупантами», «имперской» нацией, великодержавными шовинистами и т. п. Все это происходило на фоне резкого роста местного национализма и национал-сепаратизма. После распада СССР Р. еще более усилилась. В республиках в составе Российской Федерации русские подвергаются дискриминации, оказавшись в положении «чужих» по отношению к титульной нации. В результате они вынуждены выезжать из республик; оказываются в положении вынужденных переселенцев и даже беженцев (из Чечни). Еще больше Р. проявляется в государствах ближнего зарубежья. Там не прекращаются инсинуации о якобы «имперских амбициях» русских, их шовинистических наклонностях. агрессивных замашках и т. д. Во многих из этих государств русские поставлены в положение лиц «второго сорта», лишены гражданских прав, не допускаются в управленческие структуры. В связи с этим увеличивается отток русских из ближнего зарубежья. В последние годы Р. стала распространяться среди определенной части интеллигенции России, особенно Москвы и Санкт-Петербурга. Русофобские настроения активно подогревают центральные СМИ. Становится «модным», чуть ли не ритуальным оскорблять русских, изображать их ксенофобами, кричать о надвигающемся «русском фашизме». Политические цели, преследуемые русофобами, очевидны; на волне антирусских настроений нанести смертельный удар по целостности и единству Российского государства. Р. — опасное политическое, идеологическое и психологическое оружие. См.: Ксенофобия. Национализм. Русский вопрос, Русский этнос, Шовинизм.
Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.