РУССКАЯ ИДЕЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Русская идея
система взглядов о смысле существования русского народа и России, базирующаяся на осознании нацией собственных единства, интересов и перспектив, а также ее места в истории мировой цивилизации. Ее появление явилось ответом на объективную необходимость осмысления внутриинтеграционных тенденций русской народности и международной роли Московского государства, как оставшегося единственным хранителем православия после падения Византийской империи, на потребность формирования национального идеала. И хотя термин «р.и.» введен в общественно-политический оборот Ф. М. Достоевским, ее возраст, как отмечал русский философ И. А. Ильин, «есть возраст самой России». В трудах В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Л. П. Карсавина, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского и других философов сформулированы исходные (базовые) ценности, положенные в основу идеалов русского на рода. В их числе всечеловечность и открытость русской культуры для мира, соборность как фактор противостояния индивидуализму и такой вариант мироощущения, в рамках которого происходит одухотворенное Богом гармоническое единство личности, природы и общества, свободное саморазвитие русского народа во взаимодействии с не менее свободным развитием других этнических общностей. Эти идеалы воплотились в исторически сложившихся чертах русского (включая малороссов и белорусов) народа: доброжелательности и способности к диалогу, миролюбии и трудолюбии, героизме и любви к Отечеству, способности к состраданию до степени самопожертвования, стремлении к равенству и справедливости («Не в силе Бог, а в правде).
По мере осмысления прошлого России в содержание р.и. стали проникать элементы представлений об исключительности и богоизбранности русской нации («Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»), о ее особой миссии, которая виделась как нравственный долг и способность народа к «страданию за других». В период Советской власти существовала тенденция подмены р.и. идеологией пролетарского интернационализма, однако этот процесс был прерван в начале 90х гг. XX в. Р.и. в ныне формируемом варианте призвана восстановить объединительную по отношению к русскому и всему российскому народу функцию. Она должна составлять основу понятия российской цивилизации. Основные ее «параметры» находятся в стадии изучения и первичной разработки. Но уже сегодня ясно, что в ее содержание должны войти такие компоненты, как: а) духовная самостоятельность россиян по отношению к пагубному для традиционной отечественной морали процессу вестернизации, к нарастающему давлению нетрадиционных для нашей страны идеологических и конфессиональных влияний; б) державность, предполагающая конструктивный отбор в опыте последних лет и историческом прошлом России наиболее приемлемых форм государственности, способных преодолеть деградационные процессы; в) народность, вбирающая в себя привычные черты национального сознания, патриотизм, соборность, общинные традиции, веротерпимость, стремление к социальной справедливости и др.; г) территориальная целостность страны, защита интересов россиян, оказавшихся после распада СССР за пределами родины; д) открытость для сотрудничества с другими народами, взаимопомощь и взаимоуважение. Такой подход к р.и. способен стимулировать ее консолидационную и мобилизующую функции в пределах всей нынешней России. Др филос. наук А. И. Доронченков.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

РУССКАЯ ИДЕЯ
Символическое понятие, означающее в самом широком смысле слова совокупность специфических черт, присущих русской культуре и русскому менталитету на протяжении всей истории. В более узком смысле Р. и. означает уровень национального самосознания в каждый данный момент истории. В социологическом смысле это способ сосуществования старых и новых элементов общественно-культурного, политического развития России (в том числе и способ сочетания интересов и принципов) Это выражение сложившейся в истории России традиции поиска национальной идентичности, особенностей русского мировоззрения, духовных основ, характерных типов поведения, способ моделирования русской национальной идеологии.
Впервые этот термин был введен в 1887–1888 гг. В.С. Соловьевым, который отмечал, что “идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности”. Проблемами Р. и. занимались Н. Бердяев, С. Булгаков, Л. Карсавин, С. Франк, Н. Трубецкой, В. Розанов, В. Иванов, Г. Федотов, И. Ильин и др. В.И. Иванов писал: “Основная черта нашего народного характера – пафос совлечения, жажда совлечься всех риз и всех убранств и совлечь всякую личину и всякое украшение с голой правды вещей. С этой чертой связаны многообразные добродетели и силы наши, как и многие немощи, уклоны, опасности падения. Здесь коренятся: скептический, реалистический склад неподкупной русской мысли, ее потребность идти во всем с неумолимо ясною последовательностью до конца и до края, ее нравственнопрактический строй и оборот, ненавидящий противоречие между сознанием и действием, подозрительная строгость оценки и стремление к обесценению ценностей”. Для В.И. Иванова главное в Р. и. – это проблема коллективного религиозного сознания, реализация Россией своего предназначения нести мировой светоч. Но вознесется ли русский народ до такой роли? Если да, мир постигнет великое благо, если нет – великое горе.
С Россией связывался христианский постулат воскрешения. Н. Федоров видел предназначение России в реализации “общего дела”.
П. Флоренский вынашивал мечту об общежитии, полном любви, единомыслия, экономического единства.
Н. Бердяев дал наиболее полную социопсихологическую характеристику Р. и., связав ее с “таинственными” антиномиями психологии русского народа. Тайна русского духа видится в жажде абсолютности. Россия не призвана к благополучию, телесному и духовному благоустройству, не обладает даром создания средней культуры. В ней стихия абсолютов – любви и враждебности – уживается с рабством перед относительным, средним, господствующим в природно-историческом процессе. Бердяев обосновал тезис о том, что, с одной стороны, Россия – самая безгосударственная и анархичная страна в мире, а русский народ – самый аполитичный народ, никогда не умевший обустраивать свою землю. Это качество проявляется в славянофильстве, народничестве, православии, русском либерализме с его нежеланием и даже боязнью власти, в женственности, пассивности и покорности русского народа в делах государственных. С другой стороны, русским чужды как национализм и шовинизм, так и чувства национальности – гордость и достоинство. В идеях, распространенных среди интеллигенции, заметны начала сверхнациональности. В славянофильстве усматривается не столько национализм, сколько “всечеловеческий христианский дух”. “Русский народ хочет не столько святости, сколько преклонения перед святостью, подобно тому как хочет не власти, а отдания себя власти, перенесения на власть всего бремени”, – писал Н. Бердяев. Русскому духу противно “крепкое мещанство”, и в России нет давящей власти буржуазных условностей, нет деспотизма мещанской семьи. К проявлениям российской души относит Н. Бердяев пламенность и стихийность бунтов, способность части героически настроенной интеллигенции идти на смерть во имя материалистических идей. Поиск национальной идентичности характерен для русских философских и политических исканий всех времен. Христианская универсальность русского народа обусловливает его особую историческую роль. Ф.М. Достоевский усматривал в русском народе мессианское призвание: ему приписывалось свойство богоносца, склонность ко всепрощению, аскетизму, покорности. Призвание России виделось в примирении начал православия, католицизма, иудаизма и создании теократического синтеза.
Рационализация толкования Р. и. является сложной проблемой, не поддающейся однозначной трактовке. Расцвет русской идеи относится к ХIХ–ХХ вв., возрождение интереса к ней – к постсоветскомувремени, что связано с утратой былой советской и поисками новой национальной идентичности. В настоящее время происходит нечто вроде второго ее рождения.
В условиях нового поворота в процессе модернизации Р. и. может оказаться формой идеологического оправдания и сохранения исторического прошлого.

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

РУССКАЯ ИДЕЯ
совокупность рациональных теорий и устойчивых представлений, взглядов, мифов об исторических судьбах русского народа, о его месте и назначении, призвании и смысле существования в мировой истории. В Р, и. выражены национальное самосознание русского народа, взгляд на собственную миссию в историческом развитии. Можно сказать, что Р. и. стал называться комплекс проблем, в основе которых стремление русского народа к национальному идеалу как важнейшему условию всех преобразований, включая формирование духовности русской нации. Р. и. имеет длительную историю своего вызревания. Учитывая большое разнообразие в тра)аовках Р. и., можно сказать, что это определенное направление отечественной общественной мысли. Важно постичь эту идею в целостности, в развитии. Можно говорить об этапах становления и развития Р. и о смене лидеров-теоретиков, сторонников. в далеком прошлом Р. и, представлялась как богом избранная историческая миссия русских быть носителями подлинно христианских ценностей и строителями православной по своей сущности государственности. Принятие Русью в X в. христианства — событие, оказавшее мощное воздействие на становление самосознания древнерусского этноса. В процессе его развития менялось содержание Р. и.: одни ее стороны и компоненты воплощались в реальную жизнь, другие оказывались эфемерными и отмирали.
Возникновение Российского многонационального государства, преобразования Петра I и разгром Наполеона обострили и усилили в рамках Р. и. борьбу двух тенденций — прозападническую, свидетельствующую о включении России в европейский процесс уже на новом уровне, и славянофильскую с ее акцентом на специфику исторического пути русского народа. Р. и. прошла весьма сложный путь, прежде чем превратилась в нечто концептуально оформленное. Впервые о ней как об определенной теоретической целостности заговорил В. Соловьев в 1868 г., когда в одном из парижских журналов опубликовал статью на эту тему. До этого данное словосочетание не употреблялось, хотя о призвании России, о ее исторической миссии, о специфике менталитета россиян, о характерных чертах народной души рассуждали А. Пушкин и П. Чаадаев, А. Одоевский и Н. Карамзин, Н. Лесков и П. Вяземский, А. Хомяков и И. Киреевский, К. Аксаков и Н. Данилевский, И. Ильин и С. Франк. Значительное внимание этой проблематике уделяли А. Герцен, Н. Добролюбов, Н. Михайловский, Н. Чернышевский, М. Бакунин, П. Кропоткин. У всех перечисленных деятелей, даже принадлежавших к одному течению общественно-политической мысли, было свое понимание русской идеи. Большинство приверженцев Р. и. отвергало национальный эгоизм и исключительность. Смысл существования России В. Соловьев видел в отречении от национального эгоизма, в создании христианской Вселенной Церкви, которая объединит народы Запада и Востока, соединит традицию и идеал, положит конец национальным распрям и социальному неравенству.
Н. Бердяев опубликовал специальную работу — «Русская идея» (Париж, 1946). По его мнению, русские призваны взвалить на свои плечи все невзгоды человечества, не ущемляя другие народы. Бердяев утверждал, что русская душа всегда предельно противоречива, она совмещает противоположности и это стимулирует идейные искания в обществе. О сущности p. и., пожалуй, лучше всего сказал Ф.Достоевский. Он заметил, что характерной чертой русского народа является жажда справедливости. Отсюда основное содержание Р. и. заключается в стремлении жить по правде, по совести. Подобных взглядов придерживался и Н. Бердяев. По его мнению Р. и. — не рационалистическая, а моральная. Ее основное содержание заключается в стремлении жить по правде, по совести.
В современной Р. и. соприкасаются, переплетаются различные элементы. В ней представлены национальные тенденции (приверженность к русскому, славянству, евразийским чертам) и социально-политические (в виде «русского социализма*, по Ф. Достоевскому и В. Соловьеву, «русского коммунизма», по Н. Бердяеву, «русского космизма», по Н. Федорову), а также советская идея, сочетающаяся с уникальным саможертвенным интернационализмом русского народа. Представляя собой как формационный, так и цивилизационный феномен, русская национальная идея — отражение долговременных интересов деятельности и поведения нации в данной социальной и природной среде. Национальная Р. и. призвана отразить самобытность русского народа, его менталитет, исторические традиции, которые сложились на протяжении длительного существования и развития. Эта идея предполагает понимание особенностей природного окружения, в котором функционирует русский народ и которые не могли не наложить печать на его характер. Р. и., как и всякая национальная идея, призвана отразить внешнее окружение народа.
Русский народ на протяжении веков играл объединяющую роль. Национальная ограниченность, как и некритическое восприятие зарубежного опыта, никогда не приветствовались в России, Универсальность Р. и, и интернационализм — явления совместимые и взаимодополняющие. Вместе с тем следует различать русскую и российскую, государственную идею. Российская идея включает в себя интересы всех народов России, а не только одного русского народа. Каждый народ может иметь и имеет свою собственную, присущую ему идею. После 1917 г. в нашей стране русская национальная идея была предана забвению, она была признана ненужной и вредной. В то же время ее продолжала разрабатывать русская эмигрантская общественная мысль. Следует отметить, что и теперь имеется немало противников Р. и. Они считают, что обновление России, ее подлинная демократизация не состоятся, если реализовать такие положения Р. и., как державность, общинно-государственный коллективизм, признание приоритета Отечества по отношению к интересам личности, участие государства в регулировании общественной жизни, традиции общественного эгалитаризма. Такие рассуждения не выдерживают серьезной критики. См.: Русский вопрос, Русский этнос, Русское национальное самосознание. Славянофильство.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.