РУССКИЙ ЭТНОС

Найдено 1 определение
РУССКИЙ ЭТНОС
крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европеоидной расе. Современная территория расселения Р. э. протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (напр., с белорусами и украинцами).
Этноним «Русь», «русские» — древнего происхождения и связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов. Русский язык входит в состав восточнославянской подгруппы индоевропейской языковой семьи. В разговорном языке выделяются говоры в рамках трех диалектных групп.
Этногенез Р. э. тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Образование и развитие Р. э. находились в прямой связи с вековым расширением его историко-этнической территории. Истоки истории русского народа уходят в историю древнерусского государства — Киевской Руси, возникшего в результате объединения восточнославянских племен. Территория древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В процессе укрепления центральной власти в состав государства вошли угро-финские, балтские и тюркские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX — нач. XII вв.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначавших в последующие века три восточнославянских народа — великороссы, малороссы, белорусы. Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белорусской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социальнополитическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (сер. XIII — конец XV ав.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств Северо-Восточной Руси, образовавших Московскую Русь.
К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV-XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX и XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа. Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных пространств, соседних с основной русской этнической территорией, и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же, как эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории. Этническое ядро русского народа сложилось в XI-XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости. После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т.е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами, последовали переселения в Поволжье, в XVII-XVIII вв. — в Сибирь, на Северный Кавказ, позже — в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских.
В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы. Можно, в частности, назвать поморов (русское старожильческое население, занимающееся рыболовством и морской охотой на побережье Белого и Баренцева морей), заонежан, каргополов на севере и северо-западе Европейской части России, отдельные локальные группы русских центральных районов (ильменские проэеры, псковичи, Мещера, гудовляне и др.), кержаки (старообрядческое русское население лесной полосы Среднего Урала), южные группы русского населения (полехи, горюны, саяны и др.), локальные группы старообрядческого русского населения в отдельных районах Сибири — камчадалы на Камчатке, устьинцы, живущие в устье р. Индигирка, марковцы, расселенные на берегах Анадыря, колымчане, основавшие свои поселения по берегам р. Колымы и др.
В XVII-XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. русские стали нацией. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры. Большое влияние на становление Р. з. оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т. д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управиться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности исключительную роль сыграло государство.
При отсутствии сводных статистических данных вплоть до XVIII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. — 6,5-14,5, в конце XVI в.—7-14, а в XVII в. — 10,5-12 млн. человек. В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15738 тыс. человек, в том числе — русское 11128 тыс. В 1795 г. из 41175 тыс. населения русские насчитывали 19619 тыс. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).
После вхождения в состав Российской империи по Ништадтскому миру (1721) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. — Финляндии и Бессарабии, а во второй половине века — Средней Азии и Дальнего Востока, русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX — начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах. По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. чел.), большая часть из них находилась в Европейской части страны. К 1990 г. численность Р. э. достигла 145 млн. (собственно в России — почти 120 млн. человек, или 82,6% всего населения). 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, Северо-Запад, Волго-Вятский район и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке — 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.
За последние десятилетия прирост русских был ниже среднесоюзного, в связи с чем их доля в населении СССР уменьшалась. После распада Российской империи русские утратили свою государственность и оказались включенными в состав союзных и автономных республик. Ныне более 10 млн. русских живут в национальных образованиях Российской Федерации. В истекший межпереписной период (1979-1989) происходило «вытеснение» русских из ряда бывших союзных и автономных республик, носящее косвенный, а иногда и прямой характер «выталкивания». После распада СССР Р. э. впервые в своей истории оказался расчлененным, разделенным, когда около 18% его численности оказались за рубежом. Общеизвестно их политическое, гражданское и социальное положение. Определенное ущемление своих прав испытывают и 10 млн. русских, живущих в республиках Российской Федерации. Приведенные и некоторые другие цифры и факты свидетельствуют, что Р. э., вступая в XXI век, переживает один из самых трудных периодов своей истории. Самое страшное состоит в том, что начиная с 1991 г. сокращается абсолютная численность русских по причине превышения смертности над рождаемостью. Речь идет о депопуляции Р. э., и пока эта тенденция сохраняется. См.: Русская идея, Русский вопрос, Русское национальное самосознание, Язык русский.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
375.10 кб

Русский этнос в глобальной мировой системе

Поселенов Андрей Вячеславович
Статья посвящена рассмотрению комплекса характеристик русского этнического самосознания в условиях встраивания России в современную мировую глобализированную социальную систему.
Читать PDF
158.51 кб

Этностереотипы русских и эстонцев в анекдотах

Нымм Елена Юрьевна
Читать PDF
122.42 кб

К вопросу о теоретической рефлексии русского этносознания

Ожегова Ольга Алексеевна, Паховский Сергей Вячеславович
Статья содержит теоретический анализ атрибутивных характеристик русского этноса и этнического самосознания в контексте этнонациональных идеалов.
Читать PDF
497.83 кб

Российская нация и русский этнос на основе обновленной культуры

Шилов В. Н.
В статье анализируется роль русской культуры и русского этноса в как основы в формировании российской нации.
Читать PDF
17.48 мб

Проблема синтеза в исторических песнях мордовского и русского этноса

Гусарова Е.М.
Читать PDF
192.07 кб

Социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов

Кригер Галина Николаевна
В работе рассматривается социокультурная идентичность представителей телеутского и русского этносов. Проводится анализ состояния проблемы в изменяющихся условиях современного мира.
Читать PDF
733.84 кб

Русское население в политической и этносоциальной структуре дагестанского общества

Данилюк Марина Юрьевна, Халидова Ольга Борисовна, Мишина Наталья Вячеславовна
В статье рассматривается этническое положение и этническое самочувствие русского народа, проживающего в инонациональной среде.
Читать PDF
130.21 кб

Подходы в исследовании межэтнического взаимодействия казахского и русского этносов

Топанова Гульмира Туяковна
The competitor of faculty of social and humanistic psychology TSU the Summary Is considered соmplementary between the Kazakh and Russian ethnos.
Читать PDF
72.17 кб

Менталитет русского этноса: попытка интерпретации в категориях ядерно-сферической модели

Шевченко Светлана Николаевна
В статье рассмотрен феномен менталитета русского этноса, который является ядром системы национальной культуры и взаимосвязан с ней.
Читать PDF
157.05 кб

Традиционная культура русского народа Республики Мордовия в системе жизнеобеспечения этноса

Аксенова Т. В.
В статье рассмотрены особенности культуры русских Республики Мордовия в условиях многонационального социокультурного мира, проанализированы этнокультурные процессы русского народа конца XIX-XX вв.
Читать PDF
221.39 кб

Всеединство в этнософическом контексте: образы европейских народов в русской философской мысли

Ванчугов В. В.
На основе российского историко-философского материала предпринята попытка выявить этнософический материал, составить на его основе этнософические портреты, образы наций: «француз»; «немец»; «англичанин»; «европеец»; «русский» и др
Читать PDF
129.45 кб

Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: демографические аспекты развития

Петрова Е. В.
В статье рассматриваются особенности демографического развития русского населения республик в этносоциальной структуре республик Сибири (Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, Саха (Якутия)) в конце XX начале ХХI в.
Читать PDF
51.29 мб

Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов

Чернышова Евгения Леонидовна, Иванов Дмитрий Викторович
В статье представлен теоретический анализ проблемы этнического статуса младших школьников различных этнических групп, обучающихся в одном образовательном пространстве.
Читать PDF
330.76 кб

Категория «Соотечественники за рубежом» в модусе этносоциологии и сетевая структура «Русского мира»

Чепиницкая Полина Руслановна
В статье обосновывается потенциал концепции «Русского мира» как мигрантской сети российских соотечественников за рубежом, исследуется эволюция подходов к проблеме российской зарубежной диаспоры и ирреденты.
Читать PDF
258.11 кб

Проблема самосознания русского этноса в дискурсе региональных элит (на примере Краснодарского края)

Круглик Наталья Владимировна
В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения проблемы этнического самосознания.