РЫНКА ТРУДА СЕГМЕНТЫ

Найдено 1 определение
РЫНКА ТРУДА СЕГМЕНТЫ
субрынки, отличающиеся спросом на работников определенной профессии и квалификации.
Теория сегментации рынка труда предполагает его разложение по профессиям, специальностям, квалификациям, формам занятости с учетом половозрастной и этнической (в России) принадлежности.
Различают первичный и вторичный рынки труда. Первичный ориентирован на относительно высокую оплату труда, стабильный уровень занятости, высокую квалификацию, возможность проф. продвижения и карьерного роста. Вторичный охватывает рабочие места с низкими требованиями к профессионально-квалификационному уровню работника, относительно низким уровнем заработной платы, ограниченными перспективами проф. продвижения, отсутствием гарантий стабильности. Как правило, лица, занимающие рабочие места на вторичном рынке труда, имеют специальности, предполагающие низкую квалификацию.
Другой подход — выделение сегмента, включающего работников, которые принадлежат к социально уязвимым группам. Они отличаются ограниченной возможностью использования трудового потенциала: инвалиды, граждане пенсионного возраста, одинокие женщины, имеющие детей.
Анализ состояния сегментов рынка труда позволяет более конкретно оценивать уровень занятости и дефицита рабочей силы по каждой категории работников.
См. также: Безработица, Поведение на рынке труда, Рынок труда.
Лит.: Адамчук В. В. и др. Экономика и социология труда. — М.: ЮНИТИ, 1999; Гордон Л. А., Клопов Э. В. Потери и обретения в России девяностых. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. Т. 2; Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. — М., 1996.
Р. В. Карапетян

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.