РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Найдено 1 определение
РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
совокупность гражданскоправовых и экономических отношений по оказанию социальных услуг гражданам (получателям социальных услуг) безвозмездно или за плату (частичную плату) юридическим лицом независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальным предпринимателем, осуществляющим социальное обслуживание (поставщиком социальных услуг).
Специфику любого рынка, его структуру, состав участников, особенности взаимоотношений, складывающихся между ними, а также правила регулирования процессов в ходе функционирования в первую очередь определяет товар. Для рынка социальных услуг таким товаром выступает социальная услуга и ее результат, проявляющийся в уровне удовлетворения потребностей получателя социальной услуги.
Социальной услугой выступает действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Получатели социальных услуг имеют право на уважительное и гуманное отношение; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством РФ; участие в составлении индивидуальных программ; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; социальное сопровождение.
Поставщики социальных услуг имеют право запрашивать соответствующие органы государственной власти (органы местного самоуправления) и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг; быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ.
Одним из условий устойчивого развития рынка социальных услуг является изучение возможного спроса и предложения посредством проведения маркетинговых исследований.
О.В. Никонова
Лит.: Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (гл. 39, ст. 779–783); Федеральный закон “О защите прав потребителей” от 07.02.1992 № 2300-1; Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (ст. 3, 9, 11).

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.