РЫНОК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РЫНОК
англ. market; нем. Markt. Сфера обмена как система товарно-денежных отношений производителей и потребителей материальных благ и услуг.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РЫНОК
система отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов; совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Рынок
в экономике) (market), сфера товарного обмена между покупателями и продавцами. Нек-рые Р. имеют конкретное местоположение (напр., фондовые биржи), но в наст, время мн. Р. (напр., Р. жилья) представляют собой сеть дилеров, связанных опред. соглашениями и правилами торговли. На хорошо организованном свободном рынке цены зависят от рыночных механизмов, регулирующих спрос и предложение. Если потенциальные покупки превышают потенциальные продажи, цены повышаются, уменьшая спрос и увеличивая предложение. Если планируемые продажи превышают планируемые покупки, то ситуация прямо противоположна. Т.о., Р. играет решающую роль в распределении ресурсов. В плановой (командной) экономике прямые поставки по распоряжению пр-ва становятся нормой, в отличие от рыночной экономики, где решения децентрализованы и регулируются Р.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Рынок
1) специальное место для осуществления торговых операций; 2) социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок; 3) абстракция, общее наименование группы потребителей, объединенных географическим положением или потребностями, порождающими спрос.
Трактовка рынка как абстрактного понятия иногда приводит крупные фирмы к ошибкам, которые состоят в том, что они не думают об индивидуальных потребителях и не изучают структуру потребностей. Используя понятие «рынок» для обозначения глобальных категорий, фирма рискует потерять восприимчивость к трудноуловимым различиям в структуре потребностей. Таким образом, рыночная ориентация означает такой подход к менеджменту, который основан на учете рынка и его требований (см. рис. Система функционирования рынка).
 

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

РЫНОК
MARKET) Феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более дифференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны. См. также: Брак; Индивидуализм; Индустриальное общество; Коммодификация; Предпринимательская культура; Предпринимательство; Рынка труда сегментация; Сеть/Социальная сеть; Товарный фетишизм. Лит.: Swedberg (1994)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
344.80 кб

Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе

Гударенко Юлия Анатольевна
Исследуется рынок труда в качестве своеобразного критерия социальных изменений в конкретном обществе.
Читать PDF
111.16 кб

Арт-рынок как система социальных взаимодействий

Фатеева Н. А.
Рассматриваются особенности формированиямеханизмов арт-рынка в процессе специфическоговзаимодействия его субъектов.
Читать PDF
332.90 кб

Рынок труда в регионах Республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица

Соколова Г. Н.
Излагается концепция анализа рынка труда, которая дополняется концепцией его сегментации. Даются развернутые характеристики совокупного и текущего рынков труда в Республике Беларусь.
Читать PDF
255.27 кб

Группы нисходящей социальной мобильности и рынок: особенности интеграции

Разинский Геннадий Вениаминович, Слюсарянский Марк Абрамович
Исследована динамика процессов интеграции/дезинтеграции групп нисходящей социальной мобильности в систему рыночных отношений, изучены факторы, способствующие/препятствующие этому процессу, статус этих групп, влияние социально-экон
Читать PDF
682.61 кб

Рынок труда. 1995 г

Куприянова З. В.
In the article the author summarises the data of surveying Russia's population in the period from April 1994 to July 1995.
Читать PDF
355.28 кб

Образовательные стратегии студентов российских вузов на этапе выхода на рынок труда: опыт эмпирическ

Фурсов К. С.
Читать PDF
0.00 байт

Молодежь и современный рынок труда: социологический анализ основных противоречий

Шарова Екатерина Николаевна
В статье раскрывается специфика положения молодежи на рынке труда с учетом современных трансформационных процессов.
Читать PDF
524.01 кб

Карьерные ожидания выпускника вуза 2010 года как фактор, усиливающий давление на Российский рынок тр

Иванова З. И., Кофанов А. В.
В основе статьи лежат материалы конкретно*социологических исследований карьерных ожи* даний и запросов, связанных с послевузовским трудоустройством выпускников Московского государственного строительного университета 2010 года.
Читать PDF
241.72 кб

Рынок труда в пореформенной России: к вопросу о роли иностранной рабочей силы в современной российск

Тюрина Ирина Олеговна, Атисков Олег Александрович
Статья посвящена определению и анализу факторов, способствующих интенсификации направленных в РФ миграционных потоков и расширению практик использования иностранной рабочей силы, ставших характерной чертой занятости в современной
Читать PDF
4.41 мб

Российский рынок диссертационных услуг

Калимуллин Т. Р.
Автором излагаются результаты анализа российского рынка диссертационных услуг.
Читать PDF
151.04 кб

97. 03. 023 - 028. Рынок, право, мораль. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
240.83 кб

«Социология труда начала умирать, потому что появился рынок»

Ядов Владимир Александрович

Похожие термины:

  • Брачный рынок

    система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения.
  • Черный рынок

    осуществление торговых сделок по ценам, превышающим установленный государством верхний предел цены или не достигающим установленный государством нижний предел цены.
  • РЫНОК ТРУДА ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    graduate labour market) - сектор рынка труда, на котором только или главным образом нанимаются дипломированные специалисты. В последнее время он охватывает все более широкий диапазон занятости, поскольку ра
  • ДВОЙНОЙ РЫНОК ТРУДА

    dual labour market) - предположение, согласно которому рынки труда разделены на два сектора: первичный и вторичный. Первичный охватывает сравнительно высокооплачиваемые виды работ с перспективами для кар
  • ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

    local labour market) - рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, относящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимателям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий рабо
  • Общий рынок

    common market), группа стран, к-рые не устанавливают между собой тарифов или иных ограничений на торговлю или передвижение ресурсов, таких, как труд и капитал, из одной страны в др., сохраняя при этом общие
  • Первичный рынок труда

    профессии, обеспечивающие широкие выгоды для работников.
  • Рынок труда

    сфера обращения рабочей силы, где приходят соприкосновение спроса на нее и предложения.
  • Рынок потребительский

    рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления; Р.п. товаров и услуг. Последние представляют собой виды товаров и услуг, предназначенные для к
  • СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА

    segmented labour market) - структурированные различия в общем уровне оплаты, перспективах карьеры, условиях труда, формальных требованиях к мастерству и статусу рабочих мест в пределах и между первичными и в
  • Рынок СМИ

    Институт, система, сводящая вместе средства массовой информации и потребителей ее конечного продукта - аудиторию. Рынок СМИ можно больше отнести к печатной продукции - газетам и журналам, исследов
  • Свободный рынок

    free market), экономика, предполагающая покупку, продажу и др. торг, операции на любых выгодных для сторон условиях, без вмешательства (интервенция) гос-ва. Это означает, напр., что цены на товар не фиксиро
  • Товарный рынок

    commodity market), рынок, на кром ведется торговля сырьем или полуфабрикатами. Мн. из сырьсвых товаров имеют единые мировые цены или узкий диапазон цен на конкретный сорт продукции (напр.. нефть); большинст
  • Внутренний рынок труда

    internal labour market) - см. Рынок труда.
  • План и рынок

    две взаимосвязанные формы оптимального развития общества на этапе индустриализма. Нарушение их меры приводит либо к застою, либо к хаосу в развитии. Отрицание рынка лежало в основе сталинской мод
  • РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

    система общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование рабочей силы. Выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабоч
  • Рынок двусторонней монополии

    рынок, на котором единственный продавец встречается с единственным покупателем.
  • Внешний рынок труда

    это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.
  • Вторичный рынок труда

    профессии, обеспечивающие минимальные выгоды для работников.
  • Рынок двусторонней олигополии

    рынок, на котором несколько продавцов противостоят нескольким покупателям.