РЫНОК

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

РЫНОК
англ. market; нем. Markt. Сфера обмена как система товарно-денежных отношений производителей и потребителей материальных благ и услуг.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

РЫНОК
система отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов; совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Рынок
в экономике) (market), сфера товарного обмена между покупателями и продавцами. Нек-рые Р. имеют конкретное местоположение (напр., фондовые биржи), но в наст, время мн. Р. (напр., Р. жилья) представляют собой сеть дилеров, связанных опред. соглашениями и правилами торговли. На хорошо организованном свободном рынке цены зависят от рыночных механизмов, регулирующих спрос и предложение. Если потенциальные покупки превышают потенциальные продажи, цены повышаются, уменьшая спрос и увеличивая предложение. Если планируемые продажи превышают планируемые покупки, то ситуация прямо противоположна. Т.о., Р. играет решающую роль в распределении ресурсов. В плановой (командной) экономике прямые поставки по распоряжению пр-ва становятся нормой, в отличие от рыночной экономики, где решения децентрализованы и регулируются Р.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Рынок
1) специальное место для осуществления торговых операций; 2) социально-экономический институт, обеспечивающий продавцам и покупателям возможность вступать в контакт для осуществления взаимовыгодных сделок; 3) абстракция, общее наименование группы потребителей, объединенных географическим положением или потребностями, порождающими спрос.
Трактовка рынка как абстрактного понятия иногда приводит крупные фирмы к ошибкам, которые состоят в том, что они не думают об индивидуальных потребителях и не изучают структуру потребностей. Используя понятие «рынок» для обозначения глобальных категорий, фирма рискует потерять восприимчивость к трудноуловимым различиям в структуре потребностей. Таким образом, рыночная ориентация означает такой подход к менеджменту, который основан на учете рынка и его требований (см. рис. Система функционирования рынка).
 

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

РЫНОК
MARKET) Феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более дифференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны. См. также: Брак; Индивидуализм; Индустриальное общество; Коммодификация; Предпринимательская культура; Предпринимательство; Рынка труда сегментация; Сеть/Социальная сеть; Товарный фетишизм. Лит.: Swedberg (1994)

Источник: Социологический словарь

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
344.80 кб

Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе

Гударенко Юлия Анатольевна
Исследуется рынок труда в качестве своеобразного критерия социальных изменений в конкретном обществе.
Читать PDF
111.16 кб

Арт-рынок как система социальных взаимодействий

Фатеева Н. А.
Рассматриваются особенности формированиямеханизмов арт-рынка в процессе специфическоговзаимодействия его субъектов.
Читать PDF
332.90 кб

Рынок труда в регионах Республики Беларусь: занятость, незанятость и безработица

Соколова Г. Н.
Излагается концепция анализа рынка труда, которая дополняется концепцией его сегментации. Даются развернутые характеристики совокупного и текущего рынков труда в Республике Беларусь.
Читать PDF
255.27 кб

Группы нисходящей социальной мобильности и рынок: особенности интеграции

Разинский Геннадий Вениаминович, Слюсарянский Марк Абрамович
Исследована динамика процессов интеграции/дезинтеграции групп нисходящей социальной мобильности в систему рыночных отношений, изучены факторы, способствующие/препятствующие этому процессу, статус этих групп, влияние социально-экон
Читать PDF
682.61 кб

Рынок труда. 1995 г

Куприянова З. В.
In the article the author summarises the data of surveying Russia's population in the period from April 1994 to July 1995.
Читать PDF
166.02 кб

Молодежь и современный рынок труда: социологический анализ основных противоречий

Шарова Екатерина Николаевна
В статье раскрывается специфика положения молодежи на рынке труда с учетом современных трансформационных процессов.
Читать PDF
4.41 мб

Российский рынок диссертационных услуг

Калимуллин Т. Р.
Автором излагаются результаты анализа российского рынка диссертационных услуг.
Читать PDF
151.04 кб

97. 03. 023 - 028. Рынок, право, мораль. (сводный реферат)

Летов О. В.
Читать PDF
240.83 кб

«Социология труда начала умирать, потому что появился рынок»

Ядов Владимир Александрович

Похожие термины:

  • Брачный рынок

    система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения.
  • Черный рынок

    осуществление торговых сделок по ценам, превышающим установленный государством верхний предел цены или не достигающим установленный государством нижний предел цены.
  • РЫНОК ТРУДА ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

    graduate labour market) - сектор рынка труда, на котором только или главным образом нанимаются дипломированные специалисты. В последнее время он охватывает все более широкий диапазон занятости, поскольку ра
  • ДВОЙНОЙ РЫНОК ТРУДА

    dual labour market) - предположение, согласно которому рынки труда разделены на два сектора: первичный и вторичный. Первичный охватывает сравнительно высокооплачиваемые виды работ с перспективами для кар
  • ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

    local labour market) - рынок работ в определенном месте. Все специфические особенности, относящиеся к роли семьи, социальным сообществам и предпринимателям, участвуют в развитии и сохранении ожиданий рабо
  • Общий рынок

    common market), группа стран, к-рые не устанавливают между собой тарифов или иных ограничений на торговлю или передвижение ресурсов, таких, как труд и капитал, из одной страны в др., сохраняя при этом общие
  • Первичный рынок труда

    профессии, обеспечивающие широкие выгоды для работников.
  • Рынок труда

    сфера обращения рабочей силы, где приходят соприкосновение спроса на нее и предложения.
  • Внутренний рынок труда

    internal labour market) - см. Рынок труда.
  • Рынок потребительский

    рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления; Р.п. товаров и услуг. Последние представляют собой виды товаров и услуг, предназначенные для к
  • СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК ТРУДА

    segmented labour market) - структурированные различия в общем уровне оплаты, перспективах карьеры, условиях труда, формальных требованиях к мастерству и статусу рабочих мест в пределах и между первичными и в
  • Рынок СМИ

    Институт, система, сводящая вместе средства массовой информации и потребителей ее конечного продукта - аудиторию. Рынок СМИ можно больше отнести к печатной продукции - газетам и журналам, исследов
  • Свободный рынок

    free market), экономика, предполагающая покупку, продажу и др. торг, операции на любых выгодных для сторон условиях, без вмешательства (интервенция) гос-ва. Это означает, напр., что цены на товар не фиксиро
  • Товарный рынок

    commodity market), рынок, на кром ведется торговля сырьем или полуфабрикатами. Мн. из сырьсвых товаров имеют единые мировые цены или узкий диапазон цен на конкретный сорт продукции (напр.. нефть); большинст
  • План и рынок

    две взаимосвязанные формы оптимального развития общества на этапе индустриализма. Нарушение их меры приводит либо к застою, либо к хаосу в развитии. Отрицание рынка лежало в основе сталинской мод
  • РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ

    система общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование рабочей силы. Выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабоч
  • Рынок двусторонней монополии

    рынок, на котором единственный продавец встречается с единственным покупателем.
  • Рынок двусторонней олигополии

    рынок, на котором несколько продавцов противостоят нескольким покупателям.
  • Внешний рынок труда

    это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли.
  • Вторичный рынок труда

    профессии, обеспечивающие минимальные выгоды для работников.