САМНЕР УИЛЬЯМ ГРЭМ
Sumner, William) (1840-1910) - ранний американский социолог. Творчество Самнера как эволюционного теоретика, испытавшего особое влияние со стороны Герберта Спенсера, сегодня обсуждается относительно мало. Однако его наиболее известная работа - "Народные обычаи" (1906) - оставила в наследство ряд терминов, сохранивших употребительность. См. Нравы; Народные обычаи; Этноцентризм; Социал-дарвинизм.
Источник: Большой толковый социологический словарь
САМНЕР УИЛЬЯМ ГРЭМ
1840-1910) - амер. социолог, представитель дарвинизма социального (см.). С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер соц. эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал соц. неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации; являлся сторонником ихийности в соц. развитии и противником гос. регулирования, реформ и тем более революционного преобразования обществ. жизни. А.Б. Гофман.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Самнер, Уильям Грэм
1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.
Источник: История западной социологии: биографический справочник
САМНЕР Уильям Грэм
(30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джерси,— 12.04.1910, Инглвуд, штат НьюДжерси) — амер. социолог, экономист и публицист, проф. политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепций оказали труды Спенсера. В своих работах С. исходил из двух осн. принципов: 1) естеств. отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение; 2) социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер. Идея естеств. отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. С. отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм гос. регулирования социально-экономических отношений. Взгляды С. выражали интересы средних слоев амер. буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в об-ве. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках: «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» (понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем).
Взаимоотношения в «мы — группе» С. упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между «мы — группой» и «они — группой» — как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека воспринимать и оценивать различ. явления на основе культурных стереотипов своей этнической (социальной) группы. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками С, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии.
Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.
САМНЕР (Sumner) Уильям Грэм
1840-1910) - американский социолог, профессор Йельского университета. С. представил студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе".
Основными принципами социологии С. считал неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, а также всесилие и универсальность естественного отбора и борьбы за существование.
Эволюция, по С., прокладывает себе путь через борьбу за существование, которая столь же "естественна", как сама эволюция или гравитация. Социальное неравенство, с точки зрения С., выступает как естественное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Идея естественного отбора трактуется С. как идея естественности и закономерности социального отбора. Нарастание имущественного неравенства, по мнению социолога, - не препятствие общественному прогрессу, а его предпосылка и условие.
Тем не менее, приступив на основе социологического анализа большого этнографического материала к изучению нормативных элементов общественной жизни, С. несколько отошел от традиционалистских представлений.
Первичным фактором, определяющим развитие общества и его социальную структуру, С. считал нравы и "народные обычаи", понимавшиеся им как всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы.
Анализируя механизмы формирования народных обычаев, или стандартизированных нормативов поведения, С. отмечал, что "действие, в котором формируются народные обычаи, состоит в частом повторении мелких актов обычно большим количеством людей, действующих сообща или по крайней мере действующих сходным образом перед лицом одной проблемы".
Абсолютизируя процессы борьбы за существование и их роль в человеческих сообществах, С. трактовал "народные обычаи" как бессознательно складывающиеся способы борьбы людей между собой и с окружающей живой природой. Основополагающими мотивами человеческих действий он считал голод, сексуальную страсть, честолюбие и страх.
Анализ механизмов возникновения обычаев и привычек С. осуществлял исходя из того, что способы деятельности, которые вырабатываются людьми для удовлетворения потребностей, постепенно становятся рутинными и выступают для индивида уже как привычки. В результате этого индивид соответствует собственному общественному окружению как участник деятельности социальной группы, как существо, принимающее ее нормы.
Определенную популярность приобрели в западной социологии выработанные С. понятия "мы-группа" и "они-группа", посредством которых фиксировались социальные отношения и установки. По С., "мы-группа" характеризуется отношениями солидарности и сплоченности, а взаимоотношения "мы-группа" и "они-группа" - определенной напряженностью и враждебностью. Эти отношения, свойственные главным образом "примитивным обществам", С. непосредственно связывал с "этноцентризмом", понимаемым им как склонность человека к восприятию и оценке окружающего мира сквозь призму представлений той социальной группы, к которой он принадлежит.
Полагая, что собственная социальная группа является для человека центром всего, а все остальные ранжируются и оцениваются по отношению к ней, С. предложил представление об обществе как конгломерате конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель жизни - поддержание ее самой.
Это воззрение на общество обусловило мнение С. о том, что стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной общественной жизнедеятельности.
Ограничившись в основном лишь социопсихологической интерпретацией изучаемых и реконструируемых процессов и явлений, С. тем не менее сумел получить ряд значимых результатов, в том числе - постановку проблемы о роли социальных норм в жизни людей.
А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко
Источник: Социология: энциклопедия
САМНЕР Уильям Грэм
(1840-1910) - американский социолог, экономист и публицист, профессор Йельского университета. Из протестантской семьи, некоторое время был священником, позднее - епископальным ректором в Йельском колледже. С 1876 г. преподавал в университете курс социологии под названием «политическая и социальная наука». Последователь учения Спенсера. В 1907 г. был президентом Американского социологического общества. Обобщающим трудом С. по социологии стало четырехтомное посмертное издание «Наука об обществе» (1927-1929). Теоретические воззрения С. основывались на положении об объективной закономерности и неуклонном характере социальной эволюции. Механизм этой эволюции заключен в борьбе за существование между индивидами, группами, народами. Регулирование жизни общества с помощью каких-либо искусственно вводимых мер С. считает противоречащим процессу естественного социального отбора («Абсурдное усилие перевернуть мир», 1894). Порядок в обществе определяется иерархией «сильных» (наиболее приспособленных к выживанию, трудолюбивых, бережливых) и «слабых» (ленивых, транжиров, неумеренных), возникающей в ходе конкурентной борьбы. Позиции С. свойствен явный социал-дарвинизм, однако не менее существенной является рецепция установок протестантской этики, особенно -в кальвинистском варианте (см. Аскетизм мирской). Из рассуждений С. следует, что сильнейшие, оказавшиеся на вершине социальной иерархии, становятся также и самыми полезными для общества, достойными, соответствующими религиозно-этическим нормам («Чем обязаны друг другу социальные классы », 1883). Наибольшую научную известность получил труд С. «Народные обычаи. Исследование социологического значения обычаев, нравов, привычек, законов и морали» (1906). На широком этнографическом материале он рассматривает здесь универсальные факторы, движущие человеческим поведением и обусловливающие его культурно-эволюционное разнообразие. По С., это голод, сексуальные потребности, честолюбие, страх. В борьбе за выживание эти факторы сопровождаются целым спектром индивидуальных и групповых интересов. Эффективно удовлетворять свои интересы люди могут только вырабатывая особые правила - социальные нормы. К таковым С. относит: 1) обычаи - стандартные формы группового поведения, не имеющие строгого регламента, нарушение которых не угрожает социальной целостности; 2) привычки - усвоение и проявление обычаев на индивидуальном уровне; 3) нравы - коллективная мораль, несоблюдение которой разрушает внутренние связи в группе и потому предполагает осуждение, жесткие санкции; 4) законы - обязательные правила поведения, выведенные как из обобщенного опыта традиционной практики (обычное право), так и из предписаний от официальных институтов (формальное право). Обычаи, по мнению С., происходят из биологических импульсивных потребностей человека. Те из них, что наиболее способствуют выживанию, бессознательно удерживаются людьми и закрепляются по ходу эволюции в естественных институтах - семьи, собственности, религии. Характеризуя функции обычаев религиозных, С. выделил среди них удовлетворение групповых потребностей в сплочении и взаимной солидарности на основе культа предков (единство рода по общему сакральному первопредку). Нравы дополняют обычаи этическим оценочным содержанием. Из совокупности нравов и обычаев на каждом конкретном этапе эволюции формируются правила поведения для различных социальных групп. С. предложил различать два вида групповых отношений. Первый вид - согласие; он присущ внутренним связям в «своей» группе (in-group - «внутренняя группа», «мы-группа»). Данный вид отношений поддерживает внутригрупповое единство и солидарность, но при этом ведет к «поглощению» индивидуального сознания коллективным, препятствует интеграции группы в более крупное социальное целое. Второй вид - враждебность; он проявляется во взаимодействиях с «чужой» группой (out-group - «внешняя группа», «они-группа»). Степень враждебности к чужому пропорциональна степени сплоченности в собственной группе. Для характеристики этого состояния С. использует вошедший в научную лексику того времени термин «этноцентризм », указывающий на самовозвышение каких-либо этнических сообществ над другими из убеждения в исключительной правильности своих норм, верований и пp. и в их превосходстве над чужими. Борьба социальных групп в их эволюционном развитии является в то же время и конкуренцией принятых ими обычаев, привычек, традиций, нравов, вероисповеданий. Побеждающие в этой борьбе устанавливают свой моральный и религиозный приоритет в обществе. Закрепление религиозного приоритета происходит либо в форме «самовозникающих» институтов (стандартов религиозного поведения, порождаемых конкурентными отношениями), либо в форме «предписанных » институтов (организаций религиозных, специально создаваемых для достижения определенных целей).
Источник: Социология религии. Словарь.