САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Найдено 1 определение
САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
термин, используемый в организационной теории для обозначения: 1) одной из моделей организации, ориентированных на организационное развитие посредством постоянного обучения и самообучения персонала (см. Персонал организации)-, 2) реального типа современных организаций на Западе, отличающихся от других тем, что они непрерывно трансформируются и развиваются путем постоянного обучения и переобучения персонала (см.: Организационное развитие; Персонал организации). В настоящее время в англоязычной специальной литературе для описания С. О. используется два термина: «самообучающиеся организации» и «самообучающиеся компании». Первый термин обычно применяется для описания идеальных моделей, второй – для описания реальных организаций, осуществляющих развитие в рамках этих моделей.
Теория С. О. начала формироваться но второй половине 80-х — начале 90-х гг. XX в., но данная проблема исследовалась еще специалистами 50-х гг., работавшими в рамках системного подхода (организмическая и социотехническая версии). Они определяли организацию как «социальный организм» или как «сущность, имеющую свою жизнь». В дальнейшем этот взгляд получил развитие в рамках школы организационного развития и планируемых организационных изменений, в частности в следующих теориях и концепциях: теория обучения умению учиться (Г. Бэтсон); теория самообновления (Дж. Гарднер); теория организационного обновления (Г. Л Липпит); концепция обучающихся систем (Д. Шон); теория организационного обучения (К. Арджирис) и др.
За основу классического понимания С. О. принята т. н. петля двойного обучения, наличие которой является сущностным признаком этого типа организаций. Признаком «петли» в свою очередь является то, что наряду с обычным для любой организации обязательным обучением персонала, что является предпосылкой ее деятельности (первая «петля» обучения), модель С. О. предполагает вторую «петлю» обучения, которая представляет собой организованный и сознательно управляемый процесс «рефлексии первичного действия» и самообучения всех сотрудников.
К основным признакам С. О. могут быть отнесены: гибкая и максимально плоская организационная структура (см. Структура организации); партисипативный и обучающий подход при выработке организационной стратегии (см.: Управленческие (организационные) решения; Стратегия организации); гибкость системы вознаграждений (см. Вознаграждение); доступность и свободный обмен информацией и опытом между всеми членами организации (см. Коммуникации в организации); контакты всех членов организации с внешней средой, ориентация на освоение опыта других компаний (см. Внешняя среда организации); совмещение основной деятельности членов организации с исследовательскими функциями; благоприятный для обучения и развития персонала психологический климат. В модели С. О. определяются и характеристики обучения: его уровень, содержание и мотивы.
В настоящее время можно выделить несколько относительно самостоятельных подходов, по-разному трактующих процесс самообучения персонала: как адаптация к изменяющимся условиям; как процесс формирования общего видения событий и процессов (см. Организационная культура); как процесс организованного получения новых знаний; как процесс обучения высшей администрации организации; как обучение в процессе инноваций (см. Инновационные концепции развития организации); как процесс поэтапного обучения на разных фазах (жизненных циклах) организации (см. Теория жизненных циклов организации).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Школа как самообучающаяся организация

Михайлов Александр Васильевич
В статье предлагаются конкретные практические меры по обеспечению непрерывного профессионального развития педагогов на уровне образовательной организации.
Читать PDF

Школа как самообучающаяся организация

Ильясов Дмитрий Федорович, Кудинов Владимир Валерьевич, Зарипов Анвар Хусаинович
В статье рассматриваются теоретические подходы к понятию «самообучающаяся организация», основные принципы самообучающейся организации, дается представление о необходимости рассмотрения школы в современных условиях как самообучающе
Читать PDF

Кафедра ЮНЕСКО как самообучающаяся организация

Горлова Екатерина Владимировна
Читать PDF

Региональный педагогический университет как самообучающаяся организация

Белан Е. П.
Читать PDF

«Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога

Игнатьева Г.
Читать PDF

Самообучающаяся организация как персонифицированная модель повышения квалификации педагогов системы

Клевцова Мария Сергеевна
В данной статье представлена персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров системы начального и среднего профессионального образования, направленная на формирование способности к персонализации.
Читать PDF

Самообучающаяся организация как концептуальная модель проектирования инновационной модели образовате

Каргина Наталия Николаевна
Статья раскрывает возможности применения идеи самообучающейся организации к проектированию инновационной модели общеобразовательной школы.