САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЕ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЕ
сопоставление себя с миром в данном времени и пространстве через соотношение с конкретными общественноисторическими и индивидуальными условиями бытия. Феномен самоопределения возникает тогда, когда поведение личности определяется не непосредственными влияниями среды и не индивидуальными качествами навеивания, а главным образом – принятыми субъектом целями и задачами деятельности, стойкими ценностными ориентациями, которые личность защищает даже вопреки давлению среды, обстоятельств и социального окружения. С возрастом и увеличением самосознания личности расширяется диапазон разных вариантов самоопределения. В процессе самоопределения можно выделить три основных этапа: самопознание, самовоспитание и собственно самоопределение. Все три этапа – это одновременно и составляющие самоопределения, основанные на процессах самопознания. Человек по настоящему становится личностью, когда у него впервые формируется понятие «Я». Создание «Я» связано с развитием сознания – способности идеально отражать окружающую среду. Сознание человека активно и избирательно фиксирует в идеальных образах предметы, явления, процессы внешнего мира и позволяет в ходе познания действительности влиять на внешний мир, изменяя его. Для этого сознание развивает функции программирования действительности, наработку решений и их реализации с учетом существенных внешних условий. Результатом деятельности сознания являются знания о мире, самосознания – знание человека о себе самом и о своих возможностях. Сапознание состоит из самонаблюдения и самооценки. В самонаблюдении можно определить две стороны. Человек, словно, извне наблюдает за своей практической деятельностью, соотнося ее результаты со своими целями и установками, а также с усвоенными общественными интересами и целями. С другой стороны, происходит постоянная апелляция к своему «Я». Психологи, исследуя уровневую структуру «Я», выделяют значительное количество нюансов, среди которых главных - два. Это реальное «Я» (какой я) и идеальное «Я» (каким бы мне хотелось стать). Как реальное, так и идеальное «Я», имеют значительное влияние на поведение и самочувствие субъекта. Их необходимая и неизбежная несогласованность является «зоной» развития личности, жизненной перспективой самоусовершенствования человека, но степень и формы этой несогласованности личность переживает по-разному. В процессе самовоспитания вырабатывается способность выдерживать разного рода несогласованности без вреда и потерь для личности. Наблюдая за собой и, анализируя состояния, сравнивая реальное поведение с требованиями Я - концепции, личность нарабатывает ряд достаточно стойких самооценок – важных компонентов самопознания. Собственно самооценка и лежит в фундаменте самопознания как саморегулируемого развития личности. Самовоспитание личности имеет также две основные составляющие – самоконтроль и самоусовершенствование. Самоконтроль – суть саморегулируемого поведения. В способности человека к самоконтролю проявляется уровень его социального развития и адаптации к социальной среде. Наиболее развитая форма самоконтроля, осознана и личностно окрашена – ответственность личности и связанное с ней чувство долга. Личность с развитым самоконтролем более всего ценит личную свободу в выборе вариантов поведения, осознано и ответственно самоутверждаясь в жизни, что ведет к свободе в создании своей жизни, судьбы, к свободе выбора решений, относящихся к жизненному пути, линии поведения. Самопознание осуществляется не ради самого поиска, а для определенных целей: для самовоспитания – формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание не является особенным видом деятельности – это определенный тип отношений, поступков, действий, направленных на себя и на свое будущее с точки зрения их соответствию выбранному идеалу. Цель самовоспитания – самоусовершенствование, имеющее процессуальную природу, активно переживется субъектом. Цели и результаты самоусовершенствования тоже формулируются в ценностноориентационных категориях. Самопознание приобретает содержание только в контексте того, с какими целями субъект познает себя и использует эти знания. Идеал – конечная цель самоусовершенствования. Личность, которая ставит перед собой задание самоусовершенствования, должна определить цели так, чтобы они обеспечивали его успешность, эффективность усилий. В процессе приближения к таким целям-идеалам личность одновременно достигает и отдельных, жизненно важных целей. Построение этой системы целей самоусовершенствования, практически подводит личность к самоопределению в жизни, на основе которого осуществляется самореализация. Самоусовершенствование предполагает разработку программ самовоспитания. Сформированная цель действий – исходное положение самопрограммирования, являющегося способом организации человеком своей жизни. Каждый человек, так или иначе, прогнозирует свою жизнь, мысленно создает ее первичную «модель» в соответствии с представлениями о цели и смысле жизни. Признание активного жизнетворчества правом и обязанностью человека – гуманистическая традиция прогрессивной мировой культуры. Процесс самоопредления личности фиксируется на основании жизненных выборов субъекта. С онтогенетической точки зрения жизненный выбор – специфическая форма субъект - субъектного взаимодействия, в котором личность выступает действительным (истинным) субъектом жизненного процесса: сознательно включается в ход происшествий, опосредованно действуя в нем творчески, отвечая за свои поступки и действия. Ответственный жизненный выбор выполняет личностно - творческую функцию, поскольку, с одной стороны, это акт творческого отношения субъекта к собственной жизни, а с другой стороны, – конкретное практическое решение проблемы общественного и личного, их соотношения в сознании индивида, осуществляющего выбор. Предметом жизненного выбора становится любая форма жизнедеятельности личности: трудовая, социально-политическая, семейно-бытовая, культурно-общественная, поскольку в каждой из них со временем необходимо определиться. Как результат жизненный выбор осуществляется на протяжении всей жизни. В этом случае речь идет о выборе стратегии жизни и ее индивидуального стиля, содержания жизненных ценностей, формирования жизненного кредо, позиций, глобальных жизненных программ. Очень часто жизненный выбор – развернутый во времени процесс, связанный с напряженной работой души, ума, рефлексией, что в итоге приводит к изменениям внутреннего мира личности, таким образом, и к новому качественному состоянию «Я». Жизненный выбор в одной из сфер жизнедеятельности или же в контексте общей направленности жизненного пути – сложный процесс, затрагивающий все структуры личности. Его необходимые компоненты: сопоставление вероятных позитивных и негативных последствий выбора, предвидение его результатов в социальном и индивидуальном плане; определение линии поведения, в частности перестройка системы поведенческих установок и стереотипов в соответствии с принимаемыми решениями; определение жизненных перспектив личности и сопоставление жизненных планов; выработка внутренней позиции, личностного отношения к ситуации выбора субъективных условий, обстоятельств, явлений. Жизненный выбор – соединение морально-мировоззренческого, ценностно-целевого и деятельностно - поведенческого самоопределения личности. Осуществляя выбор, личность несет ответственность не только за избранный путь развития, но и заново подтверждает стойкость своей жизненной позиции.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)