САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЕ

Найдено 1 определение
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЕ
сопоставление себя с миром в данном времени и пространстве через соотношение с конкретными общественноисторическими и индивидуальными условиями бытия. Феномен самоопределения возникает тогда, когда поведение личности определяется не непосредственными влияниями среды и не индивидуальными качествами навеивания, а главным образом – принятыми субъектом целями и задачами деятельности, стойкими ценностными ориентациями, которые личность защищает даже вопреки давлению среды, обстоятельств и социального окружения. С возрастом и увеличением самосознания личности расширяется диапазон разных вариантов самоопределения. В процессе самоопределения можно выделить три основных этапа: самопознание, самовоспитание и собственно самоопределение. Все три этапа – это одновременно и составляющие самоопределения, основанные на процессах самопознания. Человек по настоящему становится личностью, когда у него впервые формируется понятие «Я». Создание «Я» связано с развитием сознания – способности идеально отражать окружающую среду. Сознание человека активно и избирательно фиксирует в идеальных образах предметы, явления, процессы внешнего мира и позволяет в ходе познания действительности влиять на внешний мир, изменяя его. Для этого сознание развивает функции программирования действительности, наработку решений и их реализации с учетом существенных внешних условий. Результатом деятельности сознания являются знания о мире, самосознания – знание человека о себе самом и о своих возможностях. Сапознание состоит из самонаблюдения и самооценки. В самонаблюдении можно определить две стороны. Человек, словно, извне наблюдает за своей практической деятельностью, соотнося ее результаты со своими целями и установками, а также с усвоенными общественными интересами и целями. С другой стороны, происходит постоянная апелляция к своему «Я». Психологи, исследуя уровневую структуру «Я», выделяют значительное количество нюансов, среди которых главных - два. Это реальное «Я» (какой я) и идеальное «Я» (каким бы мне хотелось стать). Как реальное, так и идеальное «Я», имеют значительное влияние на поведение и самочувствие субъекта. Их необходимая и неизбежная несогласованность является «зоной» развития личности, жизненной перспективой самоусовершенствования человека, но степень и формы этой несогласованности личность переживает по-разному. В процессе самовоспитания вырабатывается способность выдерживать разного рода несогласованности без вреда и потерь для личности. Наблюдая за собой и, анализируя состояния, сравнивая реальное поведение с требованиями Я - концепции, личность нарабатывает ряд достаточно стойких самооценок – важных компонентов самопознания. Собственно самооценка и лежит в фундаменте самопознания как саморегулируемого развития личности. Самовоспитание личности имеет также две основные составляющие – самоконтроль и самоусовершенствование. Самоконтроль – суть саморегулируемого поведения. В способности человека к самоконтролю проявляется уровень его социального развития и адаптации к социальной среде. Наиболее развитая форма самоконтроля, осознана и личностно окрашена – ответственность личности и связанное с ней чувство долга. Личность с развитым самоконтролем более всего ценит личную свободу в выборе вариантов поведения, осознано и ответственно самоутверждаясь в жизни, что ведет к свободе в создании своей жизни, судьбы, к свободе выбора решений, относящихся к жизненному пути, линии поведения. Самопознание осуществляется не ради самого поиска, а для определенных целей: для самовоспитания – формирования себя в соответствии со своими намерениями. Самовоспитание не является особенным видом деятельности – это определенный тип отношений, поступков, действий, направленных на себя и на свое будущее с точки зрения их соответствию выбранному идеалу. Цель самовоспитания – самоусовершенствование, имеющее процессуальную природу, активно переживется субъектом. Цели и результаты самоусовершенствования тоже формулируются в ценностноориентационных категориях. Самопознание приобретает содержание только в контексте того, с какими целями субъект познает себя и использует эти знания. Идеал – конечная цель самоусовершенствования. Личность, которая ставит перед собой задание самоусовершенствования, должна определить цели так, чтобы они обеспечивали его успешность, эффективность усилий. В процессе приближения к таким целям-идеалам личность одновременно достигает и отдельных, жизненно важных целей. Построение этой системы целей самоусовершенствования, практически подводит личность к самоопределению в жизни, на основе которого осуществляется самореализация. Самоусовершенствование предполагает разработку программ самовоспитания. Сформированная цель действий – исходное положение самопрограммирования, являющегося способом организации человеком своей жизни. Каждый человек, так или иначе, прогнозирует свою жизнь, мысленно создает ее первичную «модель» в соответствии с представлениями о цели и смысле жизни. Признание активного жизнетворчества правом и обязанностью человека – гуманистическая традиция прогрессивной мировой культуры. Процесс самоопредления личности фиксируется на основании жизненных выборов субъекта. С онтогенетической точки зрения жизненный выбор – специфическая форма субъект - субъектного взаимодействия, в котором личность выступает действительным (истинным) субъектом жизненного процесса: сознательно включается в ход происшествий, опосредованно действуя в нем творчески, отвечая за свои поступки и действия. Ответственный жизненный выбор выполняет личностно - творческую функцию, поскольку, с одной стороны, это акт творческого отношения субъекта к собственной жизни, а с другой стороны, – конкретное практическое решение проблемы общественного и личного, их соотношения в сознании индивида, осуществляющего выбор. Предметом жизненного выбора становится любая форма жизнедеятельности личности: трудовая, социально-политическая, семейно-бытовая, культурно-общественная, поскольку в каждой из них со временем необходимо определиться. Как результат жизненный выбор осуществляется на протяжении всей жизни. В этом случае речь идет о выборе стратегии жизни и ее индивидуального стиля, содержания жизненных ценностей, формирования жизненного кредо, позиций, глобальных жизненных программ. Очень часто жизненный выбор – развернутый во времени процесс, связанный с напряженной работой души, ума, рефлексией, что в итоге приводит к изменениям внутреннего мира личности, таким образом, и к новому качественному состоянию «Я». Жизненный выбор в одной из сфер жизнедеятельности или же в контексте общей направленности жизненного пути – сложный процесс, затрагивающий все структуры личности. Его необходимые компоненты: сопоставление вероятных позитивных и негативных последствий выбора, предвидение его результатов в социальном и индивидуальном плане; определение линии поведения, в частности перестройка системы поведенческих установок и стереотипов в соответствии с принимаемыми решениями; определение жизненных перспектив личности и сопоставление жизненных планов; выработка внутренней позиции, личностного отношения к ситуации выбора субъективных условий, обстоятельств, явлений. Жизненный выбор – соединение морально-мировоззренческого, ценностно-целевого и деятельностно - поведенческого самоопределения личности. Осуществляя выбор, личность несет ответственность не только за избранный путь развития, но и заново подтверждает стойкость своей жизненной позиции.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
81.30 кб

Жизненное самоопределение Российской молодежи

Явон Снежана Владимировна
В статье анализируются теоретико-методологические основы исследования жизненного самоопределения молодежи в современном российском обществе и на основе эмпирических исследований выявляются особенности жизненного самоопределения мо
Читать PDF
224.11 кб

Жизненное самоопределение: попытка типологиза

Синюгина Татьяна Викторовна
Анализируются различные подходы к исследованию жизненного самоопределения. Выделяются признаки, в соответствии с которыми возможно типологизировать самоопределение.
Читать PDF
133.66 кб

Механизмы жизненного самоопределения старшеклассников

Сапожникова Татьяна Николаевна
В статье представлены альтернативные подходы, объясняющие сущность, движущие силы и процессуальные механизмы жизненного самоопределения главного в жизни молодого человека экзистенциального выбора.
Читать PDF
11.27 мб

Жизненное самоопределение наркозависимых в период ремиссии

Семенова-Полях Галина Геннадьевна
Процесс выздоровления наркозависимых связан с необходимостью реадаптации, которая невозможна без реконструкции системы отношений к себе и к миру, а также жизненного самоопределения.
Читать PDF
57.37 кб

Феномен жизненного самоопределения: содержание и компоненты

Иванова Вера Степановна
Статья посвящена экспликации смысла жизненного самоопределения, выделены основные структурные компоненты данного феномена.
Читать PDF
62.81 кб

Жизненное и профессиональное самоопределение взрослеющей личности

Кривых Сергей Викторович
Читать PDF
142.74 кб

Изучение готовности старшеклассников к жизненному самоопределению

Сапожникова Татьяна Николаевна
В статье представлено авторское обоснование сущности готовности человека к жизненному самоопределению, базирующееся на рефлексивно-прогностическом подходе, сформулированы ее критерии и показатели.
Читать PDF
134.54 кб

Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении

Сапожникова Т. Н.
Статья посвящена одной из актуальных проблем оказания квалифицированной помощи старшеклассникам в процессе обретения смысла жизни и ценностных ориентаций.
Читать PDF
147.16 кб

Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности

Кормакова В.Н.
В статье рассматривается проблема проектирования жизненных стратегий в системе профессионального самоопределения личности. Показано соотношение жизненных стратегий и профессионального самоопределения в структуре личности.
Читать PDF
476.75 кб

Управленческое самоопределение как особый вид жизненного самоопределения

Филинкова Евгения Борисовна
В статье анализируются место и отличительные особенности управленческого самоопределения. Автор рассматривает его как особый вид жизненного самоопределения, рядоположный профессиональному, семейному, политическому и т.п.
Читать PDF
550.41 кб

Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения

Кормакова В. Н.
Читать PDF
1.09 мб

Психология религии в контексте жизненного самоопределения современного человека

Музалевская-Жаркова Г.М.
На примере основных тенденций развития психолого-религиоведческого знания доказывается значимость его ценностно-смысловых составляющих, критикуется односторонний характер эмпирического подхода.
Читать PDF
253.33 кб

Самоисследование — важное условие жизненного и профессионального самоопределения

Смирнягина Майя Максовна
В статье представлен опыт организации работа школьного Научного общества учащихся. Основное внимание уделяется помощи старшеклассникам в психологическом самопознании и профессиональном и личностном самоопределении.
Читать PDF
211.02 кб

Изучение проявления психической ригидности в процессе жизненного самоопределения

Федорова Елена Прокопьевна
Рассматривается влияние общесистемных факторов на процесс жизненного самоопределения. Представлены результаты исследования проявления психической ригидности на этапе профессионального самоопределения.
Читать PDF
364.70 кб

Жизненное самоопределение студентов технических вузов среднего российского города

Синюгина Т. В.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    активное определение человеком своей позиции относительно общественной системы ценностей (моральных, социальных, коммуникативных, эстетических, профессиональных и т.п.), что позволяет ему проявл