В широком смысле психическая саморегуляция (П.с.р.) рассматривается как один из уровней регуляции активности живых систем, для которого характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности.
П.с.р. включает управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния. Существуют и более узкие трактовки данного явления: психической саморегуляцией называется воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Согласно В.И. Моросановой, под саморегуляцией понимаются “интегративные психические явления, процессы и состояния”, обеспечивающие “самоорганизацию различных видов психической активности” человека, “целостность индивидуальности и становление бытия человека”. Общими для всех определений являются выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и направленность на использование внутренних средств регуляции, в первую очередь — приемов психологического самовоздействия.
Существует множество методов П.с.р., которые подразделяются на четыре основных класса:
• Нервно-мышечная релаксация.
• Аутогенная тренировка.
• Идеомоторная тренировка.
• Сенсорная репродукция образов.
Задачами применения данных методов являются:
— снятие проявлений стрессовых состояний;
— уменьшение степени эмоциональной напряженности деятельности;
— предотвращение их нежелательных последствий; — усиление мобилизации ресурсов.
Главными особенностями всех методов являются:
• Выделение состояния человека в качестве объекта воздействия. При этом учитываются воздействия на основные уровни проявления его функционального состояния: физиологический, психологический и поведенческий.
• Направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния.
• Доминирование активной установки субъекта на изменение (регуляцию) своего состояния.
Обучение навыкам П.с.р. должно быть организовано в виде последовательных этапов овладения соответствующими внутренними навыками, что составляет основное содержание тренингов.
В зарубежной психологии эта методика используется под названием “progressive relaxation” — прогрессивная релаксация. Создание этого класса методов связано с исследованиями Э. Джекобсона, который в 30-х гг. ХХ в. установил зависимость между повышенным тонусом скелетной мускулатуры и негативным эмоциональным состоянием. Метод заключается в выполнении комплекса упражнений, состоящих в чередовании максимальных напряжений и расслаблений групп мышц. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения. Субъективно процесс физического расслабления представлен ощущениями тепла и приятной тяжести, чувством отдыха, что вызывает психологическое расслабление. Важно, что во время упражнений происходит фиксация на этих ощущениях тепла, так как это препятствует появлению ощущения непреходящей тяжести в пострелаксационный период.
Е.Г. Сорокина
Лит.: Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека / Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. М.: Наука, 2010.