САМОУБИЙСТВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

САМОУБИЙСТВО (суицид)
намеренное лишение себя жизни, одна из форм отклоняющегося поведения.

Источник: Словарь терминов по теории социальной работы

САМОУБИЙСТВО
англ. suicide; нем. Selbstmord. Уничтожение самого себя в результате собственных действий.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Самоубийство (суицид)
(от лат. sui – себя и caedo – убивать). Самогубство (суїцид). Suicide. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – результат дезинтеграции общества, приводящий к утрате смысла жизни у отдельных индивидов. Причиной С., как правило, является резкое изменение в сторону снижения социальноэкономического статуса индивида и соответствующая переоценка ценностей, приводящая к тяжелым психическим травмам. В случаях резкой социальной дезорганизации наблюдается резкий количественный рост суицидных случаев, что может считаться культурной чертой таких ситуаций, а статистический уровень – социальной ценой.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

Самоубийство (суицид)
suicide), убийство самого себя. В нек-рых об-вах С. традиционно считается почетным или обязательным при опред. обстоятельствах, напр. яп. обряд сеппуку, или харакири, ритуальный разрез живота во имя сохранения достоинства или доказательства преданности, или индуистский обряд сатти, добровольное самосожжение вдовы после смерти мужа. С др. стороны, С. запрещено в исламе, иудаизме и христианстве. На протяжении веков в христ. странах С. считалось преступлением и самоубийц не разрешали хоронить на церк. кладбище. Уголовные наказания за попытку С. были отменены в Англии и Уэльсе только в 1961 г., однако содействие в совершении С. до сих пор считается преступлением, сторонники эвтаназии продолжают бороться за право содействовать С. в случае неизлечимой болезни. Причины С. всегда служили объектом горячих споров, что прослеживается как в теориях Дюркгейма, к-рый считал его рез-том социальной дезадаптации, так и в психолог, теориях, делающих акцент на агрессивных импульсах как основе С. В наст, время общепризнано, что к С. приводят разл. социальные и психолог, факторы. Вопреки распространенному мнению, что тот, кто грозится покончить с собой, не сделает этого в действительности, врачи и психологи полагают, что угрозы С. следует воспринимать серьезно. Попытка С. может быть намеренно неудачной, криком о помощи, но бывает, что она повторяется, приводя к фатальному исходу. Опред. успеха в поддержке потенциальных самоубийц добились спец. телефонные службы доверия. С. — трагедия не только для жертвы: оно является тяжелой травмой для его семьи и близких, к-рые испытывают чувство горечи, вины или гнева.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

САМОУБИЙСТВО
suicide) - "все случаи смерти в результате прямого или косвенного, позитивного или негативного акта самопожертвования, который, как человеку известно, приведет к такому результату" (Дюркгейм, 1897). Попытка самоубийства и пара-суицид суть разные явления, требующие раздельного изучения. Люди, осуществлявшие "попытку самоубийства" или только симулировавшие самоубийство, не обязательно служат путеводителем поведения действительных самоубийц.
Анализ самоубийства, проведенный Дюркгеймом, оказал большое влияние на социологию. С его точки зрения, коэффициенты самоубийства связаны с типом и уровнем социальной интеграции в обществе. Таким образом, объяснение различных коэффициентов требовало социологического подхода. Используя опубликованную статистику, Дюркгейм сначала устранил психологические факторы и переменные окружающей среды, выдвигавшиеся ранее в качестве объяснения явления, а затем идентифицировал четыре характерных типа: Эгоистическое самоубийство, Альтруистическое самоубийство, Аномическое самоубийство и фаталистское самоубийство, каждое из которых соответствует определенному состоянию общества.
Одна из основных проблем в его анализе состоит в том, что официальная статистика, несомненно, искажает и преуменьшает полные масштабы самоубийства, причем в большей мере для одних, чем для других групп (например, Дюркгейм находил католиков менее склонными, чем протестантов, к совершению самоубийства, но католики могли иметь больше причин для сокрытия таких фактов). Некоторые социологи (например, Дж. Дуглас "Социальное значение самоубийства", 1967) утверждают, что подобное социальное исследование должно сначала установить эмпирически, как фиксируются самоубийства, например, полицией, следователями и т.д., прежде чем с какой-то степенью доверия использовать такую статистику, и что Дюркгейм не сумел этого сделать.
Несмотря на оговорки, тезисы Дюркгейма были подтверждены другими теоретиками. Так, Сейнсбери (1955) обнаружил, что коэффициенты самоубийств в предместьях Лондона были самыми высокими там, где уровни "социальной дезорганизации" - уровни развода, незаконнорожденности и т.д. - также были максимальными. Согласно Сейнсбери и Бараклау (1968), ранговые последовательности таких коэффициентов для групп иммигрантов в США и для стран их происхождения тесно соотносились, несмотря на изучение разных совокупностей. Таким образом, хотя официальная статистика требует осторожности в использовании, она более надежна, чем иногда предполагается. Данное представление получает дальнейшее подтверждение постоянностью масштабов самоубийств, которые имеют тенденцию повторяться от культуры к культуре: более высокие коэффициенты среди мужчин, чем женщин, среди овдовевших и разведенных, среди неженатых и бездетных, среди пожилых по сравнению с молодежью. Большинство этих результатов совпадает с полученными Дюркгеймом.

Источник: Большой толковый социологический словарь

САМОУБИЙСТВО
SUICIDE) Основная социологическая традиция анализа самоубийства берет начало в теории Э. Дюркгейма, согласно которой уровни самоубийств и различные типы социального контекста связаны между собой. С этой точки зрения, самоубийства связаны с уровнем социальной интеграции: усиление дезинтеграции ведет к росту числа самоубийств. Социологи унаследовали и другие черты дюркгеймовского анализа самоубийства: (1) интерес к общим уровням самоубийств, а не к индивидуальным актам и мотивам; (2) позитивистский подход, связывающий уровни самоубийств с «объективными» внешними переменными; (3) использование правительственной статистики в качестве источника данных. М.Хальбвакс (Halbwachs, 1930) пришел к выводу о том, что анализ Дюркгейма может быть упрощен и сведен к идее прямой связи между социальной сложностью и уровнями самоубийств, о чем свидетельствует тот факт, что уровень самоубийств ниже в сельской местности, где жизненные стили проще, чем в городах. Современные теории обычно предполагают, что причиной самоубийства являются быстрые изменения социально-экономического статуса, хотя в отличие от Дюркгейма они ссылаются на различные психологические факторы при объяснении того, почему в этих условиях лишь некоторые индивиды совершают самоубийство. Не связанные с дюркгеймовской традицией «экологические» концепции, такие, как концепция Р. Кавана (Cavan, 1928), также сосредоточиваются на социальной дезорганизации, которая определяется с точки зрения популяционных переменных, таких, как высокие уровни социальной мобильности и социальной сложности, ослабляющие влияние социальных ценностей на индивидов. Разрушительная критика, которой подверг социологические теории Дж. Дуглас (Douglas, 1967), указывает на то, что существующие концепции безосновательны и ошибочны. Дуглас показывает, что официальная статистика является крайне неточной, подтверждая теории дезинтеграции только благодаря определенному систематическому смещению: самоубийства регистрируются в городах с большей точностью по сравнению с сельской местностью; высоко интегрированным группам в большей степени, чем слабо интегрированным, свойственно скрывать случаи самоубийства, указывая при регистрации другие причины смерти; медицинская компетентность тех, кто занимается учетом и классификацией смертных случаев с официальными целями, изменчива, можно предположить, что она растет по мере модернизации (и усложнения) обществ. Таким образом, дюркгеймовская и экологические теории всего лишь некритически воспроизводят искажения, присущие официальной статистике. Современные теории также неверны, поскольку они приписывают самоубийствам социальные смыслы (такие, как «эгоистические» или «аномические» действия), основанные лишь на непроверенных суждениях с точки зрения здравого смысла, и игнорируют настоящий смысл самоубийства для тех, кто его совершает. По мнению Дугласа, конкретные социальные действия, подобные самоубийству, не могут объясняться абстрактными социальными смыслами, например, ценностями, благоприятствующими самоубийству. См. также: Дюркгейм; Социальная патология. Лит.: Atkinson (1978)

Источник: Социологический словарь

САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД)
Намеренное лишение себя жизни. Как относительно распространенное, статистически устойчивое социальное явление – одна из форм отклоняющегося поведения. К проявлениям суицидального поведения относят завершенный С., суицидальные попытки и намерения.
Отношение к С. неодинаково в различные исторические периоды и в разных этнокультурах. Одобрялось С. в Античности, среди высших слоев Древнего Китая. Считалось обязательным С. вдов в Индии. Был определен ритуал С. в Японии (харакири), Древней Греции. Строгий запрет на С. налагают христианская, мусульманская, иудейская религии. Не одобряется С. в странах Африки. В ряде государств предусмотрена правовая ответственность за суицидальную попытку.
Причины С. как социального явления – общие для отклоняющегося поведения. Источником суицидального акта служит социально-психологическая дезадаптация личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Разнообразны мотивы С.: семейные конфликты, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, тяжелая неизлечимая болезнь, крах жизненных ценностей, конфликты на работе, отставание в учебе, боязнь уголовной ответственности, позора и др. С. нередко совершают алкоголики. Значительная доля суициден-тов не имеет психических патологий.
С. – сложное явление, имеющее философский, нравственный, социальный, культурологический, медицинский, правовой, психологический аспекты. Первые социологические исследования С. относятся к началу XIX в. Классическим считается социологический анализ С., предпринятый Э. Дюркгеймом в книге “Самоубийство” (1897) Он утверждал, что С. зависит от внешних по отношению к индивиду причин, которые следует искать внутри общества, а число С. можно объяснить только социологически. Э. Дюркгейм различал С. эгоистическое,альтруистическое, аномическое (результат отсутствия или нарушения нормативного порядка) и фаталистическое (следствие чрезмерного группового контроля, избытка регламентации) Его ученик М. Хальбвакс пытался социологическую концепцию дополнить психологическими факторами, изучением мотивов С. С позиций социальной обусловленности С. исследовалось русскими учеными Д.В. Лихачевым, М.Я. Феноменовым, М.Н. Гернетом, В.М. Бехтеревым и др.
Социальная природа С. проявляется в относительной устойчивости их количества в различных странах за определенные промежутки времени, в зависимости числа С. от экономических кризисов (повышение уровня), войн (снижение уровня), интенсивности социально-экономического развития (повышенный уровень в экономически развитых странах и тенденция к повышению – в развивающихся); в неодинаковой, но относительно постоянной распространенности среди различных социальнодемографических и этнических групп; в наличии устойчивых сезонных колебаний, выявленных еще Э. Дюркгеймом (возрастание в весенне-летний период, снижение в осенне-зимний); в устойчивых корреляционных связях с другими формами отклоняющегося поведения.
Первые попытки предотвращения С. благотворительными организациями относятся к началу XX в. В 1948 г. в Австрии появились кризисный центр и телефонная служба, оказывающие помощь в кризисных ситуациях. В России созданы суицидологический центр в Москве и региональные суицидологические службы (“телефоны доверия”)

Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.

САМОУБИЙСТВО (СУИЦИД)
суицидальное поведение (лат. sui - само, caedere - убивать), намеренное лишение себя жизни. Как относительно распространенное, статистич. устойчивое соц. явление - одна из форм отклоняющегося поведения. К суицидальному поведению относят завершенный суицид, суицидальные попытки и намерения. В медико-правовом смысле С. - вид насильственной смерти с указанием ее причины. С. - сложное явление, имеющее филос, нравственный, соц., культурологии., медицинский, правовой, психологич. аспекты. Первые социо-логич. исследования С. относятся к началу XIX в. Нек-рые статистич. закономерности распространенности С. установлены А. Кетле. В докладе русского акад. К. Германа на заседании Академии наук (1823) сравнивалось количество убийств и С. и делались выводы об их зависимости от соц.-экономич. и политич. условий (крайности нищеты и чрезмерного богатства, анархия и политич. гнет, последствия войны и др.). Классическим считается социологич. анализ С., предпринятый Э. Дюркгеймом (1897). Он утверждал, что С. зависит от внешних по отношению к индивиду причин, к-рые следует искать внутри об-ва, а число С. можно объяснить только социологически. Дюркгейм различал С. эгоистическое, альтруистическое, аномическое (рез-т отсутствия или нарушения нормативного порядка) и фаталистич. (следствие чрезмерного группового контроля, избытка регламентации). Его ученик М. Хальбвакс пытался социологич. концепцию дополнить психологич. факторами, изучением мотивов С. С позиций соц. обусловленности исследовалось С. русскими учеными Д. В. Лихачевым, М. Я. Феноменовым, М. Н. Гернетом, В. М. Бехтеревым и др. Соц. природа С. проявляется в относительной устойчивости уровня самоубийств в различн. странах за определенные промежутки времени; в зависимости уровня С. от экономич. кризисов (повышение уровня), войн (снижение уровня), интенсивности соц.-экономич. развития (повышенный уровень в экономич. развитых странах и тенденция к повышению - в развивающихся); в неодинаковой, но относительно постоянной распространенности среди различн. соц.-демогра-фич. и этнич. групп; в наличии устойчивых сезонных колебаний, выявленных еще Дюркгеймом (возрастание в весенне-летний период, снижение в осенне-зимний); в устойчивых корреляционных связях с др. формами отклоняющегося поведения. Отношение к С. неодинаково в различн. историч. периоды и в разных этнокультурах. Одобрялось С. в античности, среди высших слоев Древнего Китая. Считалось обязательным С. вдов в Индии. Определен ритуал С. в Японии (харакири), Древней Греции. Строгий запрет на С. налагает христианская, мусульманская, иудейская религии. Не одобряется С. в странах Африки. В ряде гос-в предусмотрена правовая ответственность за суицидальную попытку. Причины С. как соц. явления - общие для отклоняющегося поведения. Источником суицидального акта служит соц.-психологич. дезадаптация личности в условиях переживаемого мик-росоц. конфликта. Разнообразны мотивы С: семейные конфликты, смерть близких, одиночество, неудачная любовь, тяжелая неизлечимая болезнь, крах жизненных ценностей, конфликты на работе, отставание в учебе, боязнь уголовной ответственности, позора и др. С. нередко совершают алкоголики. Наличие психич. заболевания не обязательно, значительная доля суициден-тов - без психич. патологии. Первые попытки предотвращения С. благотворительными организациями относятся к нач. XX в. В 1948 г. в Австрии появились кризисный центр и телефонная служба, оказывающие помощь в кризисных ситуациях. В России созданы суицидологический центр в Москве и региональные суицидологич. службы, включая "телефон доверия". Аналогичные службы существуют и в ряде др. стран.
Лит.: Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. СПб. 1912; Гернет М.Н. Самоубийства в СССР в 1925- 1926 гг. М., 1929; Актуальные проблемы суицидологии. М., 1978; Гилинский Я.И., Смоленский Л.Г. Социодинамика самоубийств//Социол. исследования. 1988, № 5; Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996; Halbwachs M. Les causes de suicide. P., 1930; Farbe-row N., Schneidman E. The cry for help. N.Y., 1961; Dublin L. Suicide: A sociological and statistical study. N., 1963; см. также лит. к ст. Поведение отклоняющееся. Я.И. Гилинский.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

САМОУБИЙСТВО
книга Э. Дюркгейма , увидевшая свет в 1897. Опровергая исключительно психологические трактовки С., Дюркгейм социологически исследовал этот феномен. При анализе С. становится преобладающим понятие аномии - отсутствия или дезинтеграции норм, правил. Кроме того, Дюркгейм обращает внимание при анализе С. на такие феномены, как экономический кризис, плохое приспособление трудящихся к условиям работы, необузданность требований индивидов по отношению к коллективу. Все эти феномены - социальная патология, подталкивающая индивидов к добровольному уходу из жизни. По определению Дюркгейма, "самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах".
Положительное действие в таком случае: выстрелить себе в висок из пистолета. Отрицательный поступок: не покидать горящего дома или отказываться от какой бы то ни было пищи до наступления смерти. Голодовка, приводящая к смерти, есть пример С.
Дюркгейм считал, что необходимо отличать С. как индивидуальный феномен (такой-то человек при таких-то обстоятельствах покончил с собой) от уровня С. как социального феномена, который и должен изучить и объяснить социолог. С теоретической точки зрения самое важное здесь - определить зависимость между индивидуальным (С.) и общественным (уровень С. в обществе) феноменом.
Определив суть явления С., Дюркгейм отбрасывает разного рода психические объяснения, когда врачи или психологи при исследовании индивидуальных С. детерминировали их психологическими или психопатологическими факторами. Он, конечно, признает наличие психологической предрасположенности к С., которую можно объяснить с точки зрения психологии или психопатологии, но основной фактор, предопределяющий С., носит, по его мнению, не психологический, а социальный характер.
Дюркгейм выделял три типа С.: 1) эгоистическое, 2) альтруистическое, 3) аномическое.
1) Эгоистическое С. рассматривается посредством корреляции между показателями С. и социальными рамками - интеграторами, в частности религией и семьей, причем последняя рассматривается в двух аспектах: брак и дети. Попытки С. варьируются в зависимости: 1) от возраста, т.е., как правило, растут вместе с ним; 2) от пола: у мужчин показатель выше, чем у женщин; 3) от религии: у протестантов чаще, чем у католиков; 4) от семейного положения: для замужних женщин, не имеющих детей, характерно возрастание числа С. Таким образом, от решимости совершить С. человека защищает не столько сам брак, сколько семья и дети. Притом женщина без детей страдает больше от фрустрации. Этот тип С. обозначается Дюркгеймом термином "эгоизм": мужчины или женщины более склонны к покушению на собственную жизнь, когда они думают только о самих себе, не интегрированы в общественную группу, когда двигающие их желания не соотнесены с групповой оценкой этих желаний и со значением долга, налагаемого близкой и прочной окружающей средой.
2) Альтруистическое С. - акт, совершаемый вследствие бескорыстной готовности жертвовать собой для других или ради возвышенной идеи, служения долгу. В архаичном обществе: вдова у индейцев готова взойти на костер, где должно быть сожжено тело ее мужа. Здесь С. происходит не от избытка индивидуализма, а наоборот, вследствие полного растворения индивида в группе. В современном обществе: командир корабля, не желая пережить его гибель, из альтруизма кончает жизнь С. Он жертвует собой во имя интериоризированного социального императива, сознательно подавляя в себе инстинкт самосохранения.
3) Аномическое С. - специфический тип добровольного ухода из жизни, приобретающий широкое распространение в те периоды развития общества, когда происходит массовое нарушение наиболее значимых для общества и индивида норм, правил поведения ("аномия", по терминологии Дюркгейма). Оно выявляется с помощью статистической корреляции между частотой С. и фазами экономического цикла. Статистика обнаруживает тенденцию роста числа С. в периоды экономических кризисов и, кроме того (что самое интересное и неожиданное), в периоды высшего благополучия. Интересен и другой феномен: во время значительных политических событий обнаруживается тенденция к сокращению частоты С.: в годы войны число С. уменьшается. Аномические С. относятся не только к тем, число которых возрастает во время экономических кризисов, но и к тем, частота которых соразмерна числу разводов.
Итак: С., в понимании Дюркгейма, - это индивидуальный феномен, причины которого социальны. Первопричиной их служат не отдельые индивиды (хотя некоторые из них имеют определенную предрасположенность к этому), а социальные силы, изменяющиеся от общества к обществу, от группы к группе, от религии к религии. Дюркгейм утверждал, что рост С. в современном обществе - это патология, что сегодняшний уровень С. обнаруживает некоторые патологические черты современного общества. Наибольшее внимание он уделял аномическим С., число которых резко возрастает во время экономических кризисов, во всех тех случаях, когда имеет место усиление конкурентной деятельности, расширение обмена и обострение соперничества.
Сократить С., - считал Дюркгейм, - не в силах ни семья, ни государство, ни религия. Единственная группа, которая может способствовать вовлечению индивидов в коллектив и их интеграцию - это профессиональная группа, или корпорация. Сплачивая нанимателей и нанимающихся, корпорация стоит достаточно близко к индивидам, чтобы быть школой дисциплины и солидарности, пользоваться престижем и властью. Отдельный человек - это человек желаний, а поэтому первейшая обязанность и потребность морали и общества - дисциплина. Человека нужно дисциплинировать с помощью высшей авторитетной и приятной силы, т.е. достойной любви. Такой силой, которая одновременно, но неотвратимо внедряется в жизнедеятельность индивидов и одновременно притягивает их к себе, объединяет их, может быть только само общество.
Е.М. Бабосов

Источник: Социология: энциклопедия

Самоубийство
(suicide). В обыденном смысле «самоубийство» означает «действия человека, который убивает себя сам». Речь идет о классическом понятии, которое начиная с XIX в. привлекало внимание таких представителей «моральной статистики», как Андре-Мишель Герри, Энрико Морселли или Адольф Кетле. В этом отношении особого внимания заслуживает работа Эмиля Дюркгейма Le suicide (1897). Основной тезис данной работы стал предметом оживленной дискуссии, а методология до сих пор является образцовой.
Аргументация развивается следующим образом:
в первую очередь Дюркгейм определяет феномен: «Всякий случай смерти, последовавшей напрямую или косвенно от действий, положительных или отрицательных, совершенных самой жертвой, которая знала об их результате». Можно привести много примеров: отчаявшийся влюбленный, разорившийся банкир, «добровольная смерть», окруженная ореолом славы или героизма (мученик или самурай, например); на втором месте — опровержение предыдущих интерпретаций, в частности, предложенных медиками и психологами. Последние говорят о «предрасположенности» или, как Габриэль Тард, рассуждают о «подражании», «действии, которому непосредственно предшествует представление о схожем акте, осуществленном в прошлом кемлибо другим, притом что между этим представлением и осуществлением действия не происходит мыслительной операции, эксплицитной или имплицитной, которая бы осветила внутренне присущие этому действию признаки». Используя метод сопутствующих вариаций, Эмиль Дюркгейм резко критикует этот подход: если бы самоубийства распространялись путем «заражения», можно было бы проследить их распространение на карте, начиная с эпицентра, но это невозможно; затем следует построение типологии. Выделены четыре формы самоубийства: эгоистическая, альтруистическая, аномическая и фаталистическая. Первая имеет место в случае, когда разрушаются рамки интеграции, вследствии чего наступает апатия и отсутствует привязанность к жизни. Вторая касается «избытка альтруизма». Люди, обладающие им, например старшие офицеры в армии, — действуют энергично, страстно. Эти две формы (эгоистическая и альтруистическая), относящиеся к одному структурному уровню, связаны с адаптацией индивида к обществу, поскольку индивидуация не должна быть ни чрезмерной, ни недоразвитой. Третий и четвертый варианты, сгруппированные вокруг понятия регуляции, относятся к случаю, когда нормы в обществе либо недостаточно определены, либо слишком чужды индивиду. Когда существует неуверенность (относительно норм), могут возникнуть экономические кризисы, подчеркивая «несоответствие между притязаниями и удовлетворением». С другой стороны, если религиозные, гражданские или этические ограничения присутствуют повсюду и переживаются с излишней интенсивностью, возможно поведение по типу камикадзе. Уточнив эту позицию, можно выделить следующие основные корреляции: процент самоубийств более высок среди мужчин, чем среди женщин, в Париже, а не в провинции, среди холостяков и вдовцов, а не женатых людей; переход к действию осуществляется чаще днем, чем ночью, чаще весной и летом, чем зимой и осенью... Кроме того, вероятность самоубийства заметно увеличивается с возрастом, а молодежь является наиболее защищенной от него группой. Отмечено также существование коэффициентов защищенности от самоубийства («Нищета защищает...») или, наоборот, увеличения его вероятности (например, среди протестантов по сравнению с католиками); последний этап — формулирование тезиса. Каждый самоубийца считает, что подчиняется собственным желаниям, в то время как он — лишь игрушка в руках коллективных сил: «Если, вместо того, чтобы рассматривать самоубийства как частные события, изолированные одно от другого и требующие отдельного анализа, рассмотреть их в совокупности за определенное время внутри данного общества, то можно увидеть, что они представляют собой новый своеобразный социальный факт, в котором присутствуют индивидуальные черты и внутреннее единство». Во избежание трансформации «нормального» в «патологическое» Дюркгейм ратует за укрепление структуры семьи и развитие «корпораций» (или, говоря современным языком, профессиональных сообществ).
Вывод: человеку требуется дисциплина, определяемая высшей силой, одновременно авторитарной и доброжелательной (т. е. достойной любви); и этой силой, которая привлекает к себе и сама входит в нашу жизнь, может быть только само общество.
Обсуждение этих позиций вращается вокруг трех основных вопросов:
- значимость статистики: какое определение принять: обыденное, социологическое, медицинское? Соответствуют ли источники, которыми мы располагаем (регистрация гражданского состояния, судебная администрация), нуждам исследования? В какой мере в них отражаются «покушения на самоубийство»? Как отличить «крик о помощи» от истинного намерения умереть?
- валидность корреляций: большинство утверждений Дюркгейма до сих пор сохранили свою актуальность, идет ли речь о таких переменных, как возраст, пол, религия, время года, гражданское состояние. Но есть и два изменения: географическая локализация (крестьяне, будучи маргинализированными, чувствуют себя исключенными из доминирующего образа жизни) и социопрофессиональная категория (нынче наиболее подвержены самоубийствам наемные рабочие в аграрном секторе, а нс высшее управляющее звено);
- корректность некоторых интерпретаций. Например, неужели «разница в проценте самоубийств» между протестантами и католиками объясняется исключительно религиозным фактором (и является следствием того, что в кальвинизме более важное место занимает свобода воли)? Разве не правильнее принять во внимание, как это сделал Морис Хальбвакс в начале 1930-х гг., особенности проживания (разделение на городской/сельский образ жизни)? Возможно, здесь мы видим «коллинеарность»? И далее, можно ли ссылаться на «инстинкты» для объяснения того факта, что развод является для мужчин более серьезным поводом для отчаяния? Кроме того, отметим, что выражение «суицидогенное течение» не лишено двусмысленности: следует ли под ним понимать «объективную реальность», «определяющую причину», «нового Молоха, ищущего себе жертв среди индивидов»? Наконец, Жан Башлер, Джек Дуглас и Ханнан Селвин задаются вопросом, почему необходимо a priori отвергать другие подходы: «стратегический», биографический или количественный, притом что наблюдения позволяют убедиться в существовании многих типов логики: уход, агрессия, дар, игра?..
Высоко оценивая подход «триангуляции», Кристиан Бодло и Роже Этабле делают вывод, что «в феномене самоубийства есть то, что особенным и доступным пониманию образом зависит от величин, характеризующих общество», также понятие интеграции, как показал Филипп Беснар, сохраняет свою силу.

Источник: Социология. Терминологический словарь. Питер. 2003 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
252.77 кб

2016.01.012. САИД М. САМОУБИЙСТВО И СТЫД В ЮЖНОЙ ШРИ-ЛАНКЕ: СЕТИ ЗАВИСИМОСТИ. SAID M. SUICIDE AND SH

Плотников Г.И., Симонова О.А.
Читать PDF
67.72 кб

Смерть и самоубийство как индивидуальный проект в современном обществе

Литинская Джинна Григорьевна
Статья посвящена изменению категории «смерть» в связи с десакрализацией современного общества европейских мегаполисов, а также изменению смыслового наполнения идеи самоубийства, превращению добровольной смерти в индивидуальный про
Читать PDF
170.36 кб

Унитарная вирусная гипотеза этиологии опухолей: возникновение, расцвет и самоубийство

Альтштейн А. Д.
Читать PDF
627.92 кб

Самоубийство в рамках современных теорий и концепций СМИ средств массовой информации

Жидков Р. И.
В статье представлен анализ теорий и концепций как зарубежных, так и отечественных авторов, изучающих социальные аспекты средств массовой информации.
Читать PDF
268.06 кб

Самоубийство как деструктивный способ завершения внутриличностной конфликтности

Исаева Э.Г.-И.
Читать PDF
100.09 кб

Полотовская И. Л. Смерть и самоубийство

Шипунова Татьяна Владимировна
Полотовская И. Л. Смерть и самоубийство : Россия и мир : историко-культурологическое развитие проблематики с древнейших времен до наших дней. СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. 328 с.
Читать PDF
487.45 кб

Самоубийство как многофакторное явление: системный анализ на примере популяции Новосибирска

Опенко Т. Г., Чухрова М. Г.
В исследовании изучено комплексное влияние личностных, социальных, гелиогеофизических и метеорологических факторов на частоту самоубийств в популяции Новосибирска, разработана и научно обоснована теоретическая модель формирования
Читать PDF
400.03 кб

Апоптоз: заказное самоубийство

Лаврик Инна Николаевна
Само название этого типа клеточной смерти – апоптоз, что в переводе с греческого означает «падающие листья», говорит о том, что он является такой же естественной и неотъемлемой чертой многоклеточного организма, как сезонная смена
Читать PDF
239.67 кб

Зарождение психиатрического взгляда на самоубийство и вопросы морали

Антипов Алексей Владимирович
В статье рассматривается процесс превращения самоубийства из проблемы морали и религии в проблему медицинскую, в частности психиатрическую.
Читать PDF
716.58 кб

Самоубийство как социальная проблема

Осинский Иван Иосифович
В статье рассматривается проблема самоубийства, его социачъная сущность, мотивы, причины, тенденции. Раскрываются возможности минимизации.
Читать PDF
735.88 кб

Самоубийство: законодательные, психологические и криминологические аспекты

Епанчинцева Галина Александровна, Волосова Нонна Юрьевна, Козловская Татьяна Николаевна
В статье представлен ретроспективный анализ научного интереса к суицидальному поведению.
Читать PDF
132.92 кб

Эмпедокл: божественность и самоубийство

Аванесов Сергей Сергеевич
В этой статье С. С. Аванесовым (Томск) представлена часть его комплексного исследования философской суицидологии, которое нашло отражение сначала в докторской диссертации, а затем в книге «Вольная смерть» (Томск 2003).

Похожие термины:

  • АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

    (от лат. alter – один из двух, другой). Самогубство альтруїстичне. Altruistic suicide. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – самоубийство, совершенное ради других.
  • АНОМИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

    англ. suicide, anomic; нем. Selbstmord, anamischer. По Э. Дюркгейму -вид самоубийства, в основе к-рого лежит соц. дезорганизация личности (разрыв соц. связей, чувство одиночества и подавленности).
  • ЭГОИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

    (от лат. ego – я). Самогубство егоїстичне. Egoistic suicide. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – самоубийство, совершенное теми, кто изолирован от общества или имеет очень слабые связи с ним.
  • ФАТАЛИСТИЧЕСКОЕ САМОУБИЙСТВО

    FATALISTIC SUICIDE) См.: Дюркгейм;Самоубийство.
  • Самоубийство бесцельное

    (самоубийство, совершенное в состоянии аномии). Самогубство безцільне. Anomic suicide. Согласно Э. Дюркгейму (Emile Durkheim) – самоубийство, совершенное теми, кто утратил смысл (чувствуют бесцельность) жизни, т.
  • Социологический анализ самоубийства

    Специальная статья Дюркгейма посвящена самоубийству. Он отвергал объяснение самоубийства индивидуальными, психологическими мотивами и провозглашал, что только социальные факты являются его пр
  • ПОПЫТКА САМОУБИЙСТВА И ПАРАСУИЦИД

    attempted suicide or parasuicide) - подлинная, но неудавшаяся попытка лишить себя жизни и притворная "попытка самоубийства", то есть парасуицид. Модели поведения в таких случаях отличаются от "истинного" самоубий