СЧАСТЬЕ
Счастье
одна из основных этических категорий, отражающая состояние удовлетворенности человека своей жизнью в целом; деятельность души в соответствии с высшими ценностями.
Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов
СЧАСТЬЕ
англ. happiness; нем. Gluck. Состояние человека, к-рое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиям своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
счастье
по А.Р. Дантас, заявляющей об использовании социокибернетического подхода, состояние удовлетворенностью жизнью, основанное как на конструировании идеи С. , так и идентификации ценностей, ожиданий, смыслов и чувств, которые определяют социальное действие. С. подвержено эволюции, трансформации и флуктуациям, обусловленным рядом условий социальной жизни актора – социальными отношениями, работой, финансовым положением, друзьями, семьей, стилем жизни, а также рефлексией социального актора о жизненных обстоятельствах. - Литература: Dantas, Ana Roque. Happiness: A Sociocybernetic Approach // Book of Abstracts. XVII World Congress of Sociology. Göteborg, Sweden, 11-17 July, 2010.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Счастье
Щастя. Happiness. Чувство полного удовлетворения от достигнутого успеха, т. е. удачного завершения некоторого проекта и состояние духовного комфорта в течение определенного времени. Как считает Ч. Р. Миллс (C. Wraight Mills), совсем не трудно собирать рейтинги счастья, и это было бы даже дешевле, чем собирать данные о доходах, сбережениях и ценах. Однако составление рейтингов С. не может являться самоцелью. Цель подобных рейтингов – в определении тех болевых точек в обществе, или тех социальных групп, которые пребывают в состоянии стабильного духовного дискомфорта и потому несчастны. Следует учитывать, что если для психолога С. – особое психическое состояние индивида, то для социолога – характеристика системы отношений индивид – группа – общество, которая собственно и создает возможность или невозможность для такого чувства. Общество, где несчастны большие социальные группы, или вообще абсолютное большинство, не может быть обществом высокоразвитой социальной культуры. Никакие экономические показатели типа объемов, километров, тонн, гектаров, размеров вкладов; никакие социальные показатели типа уровня контроля, степеней влияния, уровня власти, статуса и престижа и т. д. не могут служить средством измерения С., если они не обеспечивают многим уверенности в завтрашнем дне. Они могут служить только мерилом С., отчужденного от других, т. е. средством измерения их несчастья, приносящего удовлетворение счастливым, над которыми, однако, постоянно висит угроза, вызывающая напряжение, страх и необходимость контроля за поведением угрожающих, т. е. несчастных. На этом основании возникает так называемая фелицитология (лат. felisitas – счастье), этическое учение, согласно которому стремления людей и социальные результаты этих стремлений совершенно ничего не значат, главное – ощущение счастья (О. Нейрат). Следовательно, если люди не ощущают что они счастливы, такое чувство можно внушить, и они будут счастливы. Но в условиях социального неравенства и распределения людей на группы с необходимостью того, что является С. для одних, превращается в несчастье для других, потому что единственным средством его достижения оказывается социально закрепленная мера несправедливой привилегии над другими; привилегии, возвышающей одних и унижающей других. Здесь и возникают “гуманитарные” технологии, которые внушают чувство С., то внушают чувство справедливости и неизбежности существующих порядков. И если у вас в этих условиях есть некоторый успех, то вы и рады, и счастливы. Признаками С. являются: удовлетворенность условиями жизни; чувство духовного комфорта; ощущение полноты жизни; чувство социальной безопасности; отсутствие страха перед будущим; чувство личной необходимости для других и пр.