ЩЮЦ Альфред
ЩЮЦ Альфред
(1899— 1959) - австр. социолог, основоположник социологии феноменологической. Задачей социологии, по Щ., является анализ и описание повседневной жизни - жизненного мира и связанных с ним состояний сознания. В работах «Феноменология социального мира» (1972), «Структура жизненного мира» (1974) Щ. рассматривает соц. действие как способ осознания индивидом собственного или коллективного опыта посредством типологизации - совокупности критериев, позволяющих индивиду организовать чувственный опыт в значимый мир. Условием соц. действия, согласно Щ., выступает повседневность, т. е. совокупность коммуникативно опосредованных действий, ориентированных на понимание ситуации. Понимание ситуативного поведения других людей осуществляется с помощью усвоения образца интерпретации на основе культурного запаса знаний. Культурный опыт, передаваемый из поколения в поколение посредством языковой коммуникации, и образует, по Щ., «жизненный мир». Повседневное знание явл. основой формирования объективных науч. понятий. Поэтому социология, основанная на совокупности эмпирических фактов, призвана удовлетворять потребности практической деятельности.
Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.
ЩЮЦ Альфред
(1899-1959) — австр. социолог, основоположник феноменологической социологии, основной задачей к-рой является анализ и описание повседневной жизни — жизненного мира и связанных с ним состояний сознания (1,2). Осн. науч. интересы Щ. заключаются: 1) построение адекватной теории социального действия; 2) исследование организации жизненного мира; 3) решение проблемы научной социологии. В работах «Феноменология социального мира» (1972), «Структура жизненного мира» (1974) Щ. рассматривает социальное действие как способ осознания индивидом собственного или коллективного опыта посредством типологизации — совокупности критериев, посредством к-рых индивид организует чувственный опыт в значимый мир. Условием соц. действия выступает повседневность, т.е. совокупность коммуникативно опосредованных действий, ориентированных на понимание ситуации. Понимание ситуативного поведения других людей осуществляется с помощью усвоения образца интерпретации на основании культурного запаса знаний. Культурный опыт, передаваемый из поколения в поколение посредством языковой коммуникации, и образует по Щ. «жизненный мир». Повседневное знание явл. основой формирования объективных науч. понятий. Социология связана с повседневностью, поскольку она формируется в рамках повседневности, основывается на совокупности эмпирических фактов и удовлетворяет потребности практической деятельности (3).
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Нечипоренко Б.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Громов И., Мацкевич А., Семенов А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Ионин Л.Г. Щюц А. // Соер, западная социология: Словарь/Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. Н.И. Чернобровкнна
Лит.: 1) Волков Ю.Г., Нечипоренко Б.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов н/Д, 1999; 2) Громов И., Мацкевич А., Семенов А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996; 3) Ионин Л.Г. Щюц А. // Соер, западная социология: Словарь/Под общ. ред. Давыдова Ю.Н. М., 1990. Н.И. Чернобровкнна
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001