абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.
Сциентизм
Сциентизм
СЦИЕНТИЗМ
от лат. scientia - знание, наука) - англ. scientism; нем. Scientismus. 1. Философско-мировоззренческая ориентация, в основе к-рой лежит представление о научном знании как о высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации индивида в мире. 2. Течение в соц. науках, ставящее задачей уподобление соц. наук естественным как по методам, так и по функции в обществе.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
СЦИЕНТИЗМ
позиция, основанная на фетишизации науки. Ей свойственна инструментальная трактовка науки в качестве средства решения проблем, ее выделение в особую область, отграниченную от философии и других форм культуры. Абсолютизирующий науку С. - европейская культурная традиция, идущая от духовного климата эпохи Просвещения, входящая в комплекс идей буржуазного прогрессизма и рационализма и связанная с направленностью на модернизацию, инновации, т. е. с антитрадиционалистской идеологией. Антисциентизм, полярная С. позиция, преуменьшает, а в своих крайних формах сводит на нет, роль науки в об-ве и культуре, отрицает эту форму человеческой деятельности и выступает как романтическая культуркритицистская реакция на С. СЯ. Матвеева.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
СЦИЕНТИЗМ
scientism) — доктрина и подход, предполагающие сверхупрощенные концепции науки, а также неоправданное применение "естественнонаучных" методов к социальным наукам, включая чрезмерную уверенность в их способности решать социальные проблемы. Таким образом, данный термин имеет главным образом уничижительный оттенок. Представление о том, что успех технических наук мог бы легко повториться в социальных, прочно вошло в обиход уже в 16—17-м столетиях и позже просматривается в позитивизме Конта. Претензии на "научную основу" были характерной чертой многих других подходов в социологии, включая марксизм. Однако являются они "сциентистскими" или нет — непростой вопрос, зависящий от того, что считать истинной или соответствующей "наукой" как в целом, так и в контексте социальных исследований, что само по себе спорно. Таким образом, обвинения в "сциентизме", с одной стороны, были связаны с массовыми представлениями о естественной науке как о модели для социальной, а с другой — просто содержат отказ от очевидных эксцессов.
Источник: Большой толковый социологический словарь
СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia — знание, наука) — абсолютизация науки, реакция на противоречивые социальные последствия ее развития и использования в зап. об-ве. С.— европ. культурная традиция, входящая в комплекс идей бурж. прогрессизма и рационализма и связанная с направленностью на модернизацию, инновации, т. е. с антитрадиционалистской идеологией. С. свойственна инструментальная трактовка науки в кач-ве средства решения проблем, ее противопоставление философии и др. формам культуры. С. существует в полярной противоположности с антисциентизмом, к-рый явл. романтической культуркритицистской реакцией на С, преуменьшает (а в своих крайних формах отрицает) позитивную роль науки в об-ве и культуре. С. стал формироваться в социологии с 30-х гг. 19 в (Конт), образ к-рой связывался либо с физикой (механицизм Г. Кэри, Кетле, Милля) либо с биологией (органицизм Спенсера, Шеффле, Дюркгейма, Парето). На рубеже веков позитивистскому С. противопоставляется антисциентистское «понимание» Дильтея и М. Вебера. С 20-х по 50-е гг. 20 в. тенденции С. в социологии доминируют в разных странах, базируясь на неопозитивистской методологии и воплощаясь в физикализме Дж. Ландберга и органицизме структурно-функционального подхода. Со С. конфронтируют различ. версии критической и понимающей социологии, опирающиеся на экзистенциализм, феноменологию, социальную философию франкфуртской школы.
В 60-е гг. С. переживает кризис, борьба между С. и антисциентизмом достигает большой остроты (спор о позитивизме в западногерманской социологии, критика структурного функционализма в США леворадикальными социологами), на первый план выдвигаются направления, к-рые разрабатывают методы, специфические для социальных наук, стремятся преодолеть крайности С. и антисциентизма (историческая социология и психологическое направление в социологии знания, символический интеракционизм и др.). В наст, время активное взаимодействие обоих направлений привело к смягчению их конфронтации, что во мн. явилось рез-том пересмотра филос. оснований науки, формирования ее нового «гуманизированного» образа. Осн. типы С.: (1) аксиологический, согласно к-рому наука есть высшая культурная ценность, человек в своей деятельности должен опираться только на эту форму культуры, прогресс науки обусловливает социальный и культурный прогресс; (2) методологический, считающий методы точных и естеств. наук универсальными и предлагающий распространить их на все остальные науки.
Характерные черты С.— отождествление специально-научного знания с единственно аутентичной формой познания, антиисторизм, натурализм и эмпиризм, элиминация филос. и социально-этической проблематики. С.— идеология опред. слоев зап. об-ва: новой «нетрадиционной» элиты, бюрократическитехнократической верхушки, части научно-технической интеллигенции. Социологи-сциентисты, как правило, аполитичны, осн. критериями своей деятельности считают профессиональную компетентность и эффективность. На практике С. обычно сочетается с технократизмом, управление социальными процессами сциентисты понимают как организационно-манипулятивную деятельность (Инженерия социальная).
Особая форма С.— абсолютизация роли социологов как просветителей и экспертов. Сциентисты-социологи утверждают кач. однородность социальных и природных явлений, наличие в об-ве неизменных законов, подобных законам природы, социологию трактуют как естественнонаучную дисциплину, служащую для описания социальной реальности — «какова она есть». Социол. исследование для них — средство выявить устойчивые и объективные характеристики изучаемого объекта. Объект познания при этом полностью отстраняется от субъекта познания, в силу чего исследователь выступает как сторонний наблюдатель, не оказывающий якобы никакого влияния на изучаемую ситуацию и придерживающийся позиции ценностной нейтральности. Назначение социального знания, согласно С.— осуществление контроля над социальным миром, при к-ром допускается манипулирование непосвященными, причем отрицается ответственность социолога за последствия своих действий перед изучаемыми им людьми. В сциентистских методах исследования абсолютизируются квазиматематические и кибернетические модели, математическая статистика и экспериментальная техника, подчерпнутая из естестп. наук, с присущими ей критериями научности, утверждается эмпирическая тенденция, узкая специализация, недооцениваются индивидуальные различия, ситуация сводится к теоретической схеме, а образ человека как объекта исследования — к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы. Осознание бурж. социологами невозможности сведения социального мира к его рац. реконструкциям, подчеркивание ими иррациональности обществ, жизни, утверждение ограниченности позитивистских интерпретаций научного познания привели к развитию противоположных С. тенденций. Антисциентизм противостоит С. в трех формах: (1) антропологической, (2) гуманистической, (3) иррационалистической. Разброс в антисциентистских позициях крайне широк, ту или иную форму антисциентизма могут проповедовать как сторонники леворадик., так и правого экстремизма.
Гуманистически ориентированные антисциентисты выдвинули проблему ответственности ученого перед об-вом, проекты создания «гуманизированной», «экологизированной», «альтернативной», включающей этические измерения науки. Иррационалисты идут по пути отрицания науки, обнаруживая при этом идеализацию добурж. форм культуры (религия, миф), а также иск-ва. Антисциентисты-социологи трактуют социальный мир как развивающийся процесс, создаваемый, поддерживаемый и изменяемый людьми, однако сводят его к символической реальности, миру значений, а социологию воспринимают в кач-ве нормативной дисциплины, дающей представление о том, «что должно быть».
Социол. исследование для антисциентистов — один из способов человеческого взаимодействия, а социолог — агент социального изменения, «человек среди людей»; вместо ценностной нейтральности выдвигается позиция включенности ученого в жизнь об-ва, ценностные и нормативные суждения признаются равными логическим высказываниям, вместо микросоциол. проблематики с упором на количественные анализы делается ставка на поиск путей изменения всего об-ва с акцентом на исторические и сравнительные методики; утверждаются методы исследования, специфические для социальных наук, признается влияние исследователя на изучаемую ситуацию и на рез-ты исследования, обратная связь между объектом познания и познавательной деятельностью. Характер и степень влияния С. и антисциентизма на социологию определяется развитием науки, ростом ее воздействия на обществ, жизнь, сменой лидирующих наук в их общей системе, а также социальными факторами.
В 60-е гг. С. переживает кризис, борьба между С. и антисциентизмом достигает большой остроты (спор о позитивизме в западногерманской социологии, критика структурного функционализма в США леворадикальными социологами), на первый план выдвигаются направления, к-рые разрабатывают методы, специфические для социальных наук, стремятся преодолеть крайности С. и антисциентизма (историческая социология и психологическое направление в социологии знания, символический интеракционизм и др.). В наст, время активное взаимодействие обоих направлений привело к смягчению их конфронтации, что во мн. явилось рез-том пересмотра филос. оснований науки, формирования ее нового «гуманизированного» образа. Осн. типы С.: (1) аксиологический, согласно к-рому наука есть высшая культурная ценность, человек в своей деятельности должен опираться только на эту форму культуры, прогресс науки обусловливает социальный и культурный прогресс; (2) методологический, считающий методы точных и естеств. наук универсальными и предлагающий распространить их на все остальные науки.
Характерные черты С.— отождествление специально-научного знания с единственно аутентичной формой познания, антиисторизм, натурализм и эмпиризм, элиминация филос. и социально-этической проблематики. С.— идеология опред. слоев зап. об-ва: новой «нетрадиционной» элиты, бюрократическитехнократической верхушки, части научно-технической интеллигенции. Социологи-сциентисты, как правило, аполитичны, осн. критериями своей деятельности считают профессиональную компетентность и эффективность. На практике С. обычно сочетается с технократизмом, управление социальными процессами сциентисты понимают как организационно-манипулятивную деятельность (Инженерия социальная).
Особая форма С.— абсолютизация роли социологов как просветителей и экспертов. Сциентисты-социологи утверждают кач. однородность социальных и природных явлений, наличие в об-ве неизменных законов, подобных законам природы, социологию трактуют как естественнонаучную дисциплину, служащую для описания социальной реальности — «какова она есть». Социол. исследование для них — средство выявить устойчивые и объективные характеристики изучаемого объекта. Объект познания при этом полностью отстраняется от субъекта познания, в силу чего исследователь выступает как сторонний наблюдатель, не оказывающий якобы никакого влияния на изучаемую ситуацию и придерживающийся позиции ценностной нейтральности. Назначение социального знания, согласно С.— осуществление контроля над социальным миром, при к-ром допускается манипулирование непосвященными, причем отрицается ответственность социолога за последствия своих действий перед изучаемыми им людьми. В сциентистских методах исследования абсолютизируются квазиматематические и кибернетические модели, математическая статистика и экспериментальная техника, подчерпнутая из естестп. наук, с присущими ей критериями научности, утверждается эмпирическая тенденция, узкая специализация, недооцениваются индивидуальные различия, ситуация сводится к теоретической схеме, а образ человека как объекта исследования — к набору наблюдаемых реакций на предложенные стимулы. Осознание бурж. социологами невозможности сведения социального мира к его рац. реконструкциям, подчеркивание ими иррациональности обществ, жизни, утверждение ограниченности позитивистских интерпретаций научного познания привели к развитию противоположных С. тенденций. Антисциентизм противостоит С. в трех формах: (1) антропологической, (2) гуманистической, (3) иррационалистической. Разброс в антисциентистских позициях крайне широк, ту или иную форму антисциентизма могут проповедовать как сторонники леворадик., так и правого экстремизма.
Гуманистически ориентированные антисциентисты выдвинули проблему ответственности ученого перед об-вом, проекты создания «гуманизированной», «экологизированной», «альтернативной», включающей этические измерения науки. Иррационалисты идут по пути отрицания науки, обнаруживая при этом идеализацию добурж. форм культуры (религия, миф), а также иск-ва. Антисциентисты-социологи трактуют социальный мир как развивающийся процесс, создаваемый, поддерживаемый и изменяемый людьми, однако сводят его к символической реальности, миру значений, а социологию воспринимают в кач-ве нормативной дисциплины, дающей представление о том, «что должно быть».
Социол. исследование для антисциентистов — один из способов человеческого взаимодействия, а социолог — агент социального изменения, «человек среди людей»; вместо ценностной нейтральности выдвигается позиция включенности ученого в жизнь об-ва, ценностные и нормативные суждения признаются равными логическим высказываниям, вместо микросоциол. проблематики с упором на количественные анализы делается ставка на поиск путей изменения всего об-ва с акцентом на исторические и сравнительные методики; утверждаются методы исследования, специфические для социальных наук, признается влияние исследователя на изучаемую ситуацию и на рез-ты исследования, обратная связь между объектом познания и познавательной деятельностью. Характер и степень влияния С. и антисциентизма на социологию определяется развитием науки, ростом ее воздействия на обществ, жизнь, сменой лидирующих наук в их общей системе, а также социальными факторами.