СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ

Найдено 1 определение
СЕКТА РЕЛИГИОЗНАЯ
объединение религиозное, которое возникает внутри какой-либо церковной организации, обособляется в ней и затем отделяется в качестве самостоятельного сообщества. Не существует однозначной этимологии понятия «секта» - его производят от нескольких латинских слов, имеющих разные значения (secta - образ мыслей, правило; secare - отрезать, разделять; sequi - следовать). Обозначение этим понятием группы, отделившейся от некоего социального целого и избравшей непонятный либо неприемлемый большинству образ жизни, придает ему отрицательное звучание в восприятии приверженцев массовой традиции. В то же время феномен религиозного сектантства присутствует повсеместно в истории и современном существовании любой религии. Движения последователей многих учений, превратившиеся со временем в многосложные системы традиционных религий. На своей начальной стадии зачастую выступали в виде С. р. Постоянство этого явления как одного из способов организации религиозной жизни общества сделало его предметом изучения социологией религии (см. Вебер, Трёльч). Понятие С. р. стало одним из основных в типологии религиозных объединений. Как правило, причины возникновения С. р. коренятся в диссонансе жизненных ожиданий какой-то части верующих с существующей реальностью церкви и общества (см. Депривация, Социумные основы религии). Не имея возможности изменить эту реальность и не находя опоры в официальном религиозном учении, верующие стремятся оградить себя от нее способами, соответствующими религиозным установкам их индивидуального сознания. Полного отрицания вероисповедания, в рамках которого образуется С. р., обычно не происходит. Сектантская идеология не выражает чего-то принципиально нового, но лишь избирает, активизирует и доводит до абсолютного значения некоторые аспекты церковного учения, только их и полагая за истинные, в отличие от всего остального объема церковной традиции. Конфронтационные отношения С. р. с исходной религиозной средой и с обществом порождают внешнюю и внутреннюю напряженность существования сектантов. Пребывая в таком состоянии, трудно сохранять неизменность принятого исповедания веры длительное время. Чаще всего срок деятельности С. р. определяется жизнью одного или двух поколений. Дальше происходит либо распад С. р., либо ее трансформация в так называемую «устойчивую секту» или в деноминацию. Типологическими признаками С. р. принято считать: 1) добровольность объединения группы верующих, покинувших церковную организацию; 2) осознанную самоизоляцию этой группы как от оставленной церкви, так и от мирского окружения (институтов и ценностей государства и общества); 3) закрытость, установление особых условий вступления; 4) строгую дисциплину участия; 5) наличие специальных практик религиозных, поддерживающих убеждение в истинности избранной веры религиозной, чувство преданности и моральное единство группы; 6) культивирование представлений о собственной избранности и исключительности последователей сектантского учения в сравнении с другими верующими; 7) харизматическое лидерство религиозное, при котором руководящий состав воспринимается как хранители истинной (возрожденной) спасающей веры; 8) ожидание скорого наступления благотворных последствий (в текущей жизни или за ее пределами). Большинство этих признаков в отдельности могут быть встречены и у других типов религиозных объединений, однако в комплексе они определяют специфику религиозного сектантства как особого способа организации религиозной жизни. В религиозной или общественной среде, отрицательно настроенной по отношению к сектантству, встречается употребление понятия «тоталитарная секта». Оно подразумевает некую строго организованную группу, в которую лидер и его ближайшее окружение с помощью обмана («псевдорелигиозного» учения) и насилия (психологического и физического) умышленно стремятся вовлечь как можно большее количество людей, оторвать их от общества, поставить под жесткий контроль мышление и действия индивидов, использовать их в своих корыстных целях. Однако эти отрицательные характеристики нельзя считать исключительными атрибутами именно С. р. Они могут встречаться в разных сообществах, как в религиозных (в том числе и церковного типа), так и в светских. Кроме того, понятие тоталитарности предполагает полное подчинение сознания и поведения людей какой-то навязывающей себя управляющей инстанции, постоянный надзор и подавление индивидуальности. Наблюдаемые в С. р. добровольность членства, высокий уровень самодисциплины, энтузиазм, индивидуальная страстность и эмоциональность ставят под сомнение обоснованность претензий к ним в тоталитарности. Неадекватному восприятию С. р. способствует и сложность изучения этого явления. Существующие исследования свидетельствуют о трудностях в наблюдении, фиксации и описании деятельности С. р .-они замкнуты, стараются держать дистанцию от внешнего мира, самодостаточны и в подавляющем большинстве случаев не заинтересованы быть «предметом изучения».

Источник: Социология религии. Словарь.