Некоммерческая организация (НКО) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. НКО могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ в Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” были внесены изменения, в соответствии с которыми законодательное закрепление получила новая разновидность некоммерческих организаций — социально ориентированные некоммерческие организации. Согласно вновь введенному п. 2.1 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом о некоммерческих организациях формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 указанного Закона.
К таким видам деятельности отнесены: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности. Следует отметить, что сам термин “социально ориентированные” является оценочным понятием и, если обратиться к общим целям некоммерческих организаций, указанным в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, то по существу каждая из них является социально ориентированной.
Так, в этом пункте сказано, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Разгосударствление рынка социальных услуг в России является одним из инновационных механизмов повышения конкурентоспособности, расширения спектра предоставления социальных услуг и повышения их эффективности. Конкуренция является мощным стимулом для повышения объема, спектра и качества предоставления социальных услуг как в государственном секторе, так и в организациях некоммерческого и коммерческого секторов, поскольку требования к поставщикам социальных услуг, согласно требованиям Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, одинаково касаются всех участников процесса. Поставщики социальных услуг с 1 января 2015 г. обязаны оказывать социальные услуги только через индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), которая составляется уполномоченным органом исполнительной власти и на основании договора, заключенного между получателем и поставщиком услуг. Закон оставляет за получателем право выбора поставщика социальной услуги.
Анализ практик социального партнерства НКО и государственных учреждения социального обслуживания, показывает, что обе стороны обладают потенциалом, позволяющим строить отношения в соответствии с принципами межведомственного взаимодействия (Федеральный закон от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ, ст. 288).
Изучение существующих отечественных и международных практик оказания социальных услуг населению организациями некоммерческого сектора (Хухлина, 2011) показывает сильные и слабые стороны НКО, как потенциальных участников построения новой системы социального обслуживания населения в России.
Л.Е. Сикорская
Лит.: Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций”; Федеральный закон от 11.02.2013 г. № 8-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон “О некоммерческих организациях”; Федеральный закон от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, ст. 28 “Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации”; Лагерспетц М. Краткий словарь гражданского общества, 2007; Хухлина В.В. НКО и развитие сектора социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 2.