СЕКТЫ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СЕКТ

Найдено 1 определение
СЕКТЫ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ СЕКТ
Секта (лат. secta — школа, учение, от лат. sequor — следую) — термин, который используется для обозначения религиозной группы, отклонившейся от основного религиозного направления и возглавляемой новым лидером или “мессией”, богом, трактующим по-новому основные постулаты предыдущего учения.
Секта — объединение лиц, отделившееся от какого-либо вероучения либо возникшее на основе принятия самостоятельной доктрины или религиозно-мистического опыта отдельной личности; использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.
Все протестантские направления изначально были сектами, против которых нещадно боролась главенствующая церковь. Любая религия на начальном этапе была сектой. Приемлемость той или иной религии в ее территориальной экспансии в значительной мере определялась теми группами населения, которые были ущемлены. Секты объединяют людей, не нашедших своего места в социуме, чувствующих себя ненужными, обделенными, они в секте ищут сочувствия, принятия и готовых объяснений своим духовным исканиям.
Существуют две методики ведения диалога с сектантами. Первая — конфронтационная, вторая — строится в форме конструктивного диалога, применяется в тех случаях, когда имеется реальная опасность вовлечения человека в секту. Цель первой методики — сформировать реалистичное отношение к данному сектантскому движению, предоставить человеку возможность сознательного выбора между продолжением общения с сектантами или отказа от него. Цель второй методики — вызвать сектанта на диалог и заставить его задуматься над содержанием проповедуемых им идей. Каждая секта имеет собственную историю, вероучение, свои особенности.
Общие принципы консультирования:
• Работать с сектантом продуктивно только на начальном этапе сектантского зомбирования. Если человек принял доктрину секты как свою систему жизненных ценностей, то у него наступает “медовый месяц”, этот период характеризуется тем, что секта уделяет повышенное внимание своему новому члену. В этот момент не следует критиковать секту, необходимо дождаться, когда к новому члену секты “остынут”, что приведет к первому разочарованию адепта.
• Консультирование должно быть плотным, без перерывов, необходимо узнать о методах контроля сознания, применяемых данной сектой. Связь поддерживается в любых условиях, если ее порвать, то это усугубит проблему. Друзья и родные адепта должны поддерживать с ним отношения, показывая, что они по-прежнему любят и уважают его, интересуются его жизнью и хотят сохранить с ним близкие отношения. Секта имитирует любовь, и рано или поздно сектант это почувствует.
• Приступая к ведению диалога, необходимо договориться о терминах, используя одни и те же понятия, вкладывали в них одинаковый смысл. Многие термины в сектах наполняются несвойственными им значениями. В работе с сектантом необходимо избегать: проявлений неуверенности, скучного начала, проявления малейшего неуважения к собеседнику, непосредственного приступа сразу к делу. Для снятия напряжения и обретения доверия полезно иметь приятный внешний вид и доброжелательное выражение лица, обращаться к собеседнику по имени.
• При ведении диалога можно воспользоваться эффектом инерции: начинать разговор с простых взаимоприемлемых тем, при обсуждении которых ваши мнения совпадут, постепенно переходя к обсуждению тем более сложных и менее приемлемых для вашего собеседника. При обсуждении сложной темы разбивайте ее на части и обсуждайте по частям. Давайте возможность сектанту выговориться.
• Люди легче соглашаются с альтернативной точкой зрения, если чувствуют свою некомпетентность в обсуждаемом вопросе. Не стоит разубеждать сектанта. Логика и обращение к здравому смыслу не помогут, наоборот, заставят сектанта замкнуться. В секте заранее предупреждают новообращенных о будущих нападках на нее. Свидетели Иеговы, например, говорят: “истинных христиан всегда преследовали, это делал дьявол. Ваши родные будут ругать нашу организацию, потому что они не в ней, а значит, — во власти дьявола”.
Если адепт всецело погружен, постарайтесь напомнить ему не только о том, что и окружающий мир, и семья продолжают существовать, но и о том, что не стоит оценивать их, основываясь только на учении секты и игнорируя собственный жизненный опыт. Многие обращенные испытывают обиду и разочарование из-за того, что их родители, как им кажется, не слишком интересуются ими и их новой жизнью. Не оказывайте силового давления и не запугивайте сектанта, тем самым его можно оттолкнуть. Необходимо выявить мотивы вступления человека в секту.
Не предоставляйте сектанту материальных средств, так как деньги пойдут на финансирование секты. Не следует переходить границу межличностных отношений в сверхдружеские. С сектантом не следует беседовать в присутствии других членов секты, так как это будет его сковывать. Он будет думать не столько об аргументах, сколько о том, как выглядит в глазах своих товарищей.
Необходимо иметь достоверную информацию о секте и ее истории. Новая информация лучше воспринимается в комментариях, а не в прямых утверждениях. Легче усваивается аргументация косвенная и такая, которая внешне обращена к одному лицу, но в действительности рассчитана на другое. Воздерживайтесь от вопросов, на которые сектант может ответить “нет” (когда субъект публично выразил свое мнение, больше вероятность того, что он будет стойко его придерживаться).
Т.А. Митина
Лит.: Грановская Р.М. Психология веры. СПб.: Речь, 2004; Лобазова О.Ф. Религиоведение. М.: ИТК “Дашков и К°”, 2008; Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. М.: АСТ; Харвест, 2001.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.