социол. концепции, так или иначе объясняющие процесс освобождения об-ва и различ. его сфер и групп от религии. Зап. социологи, признающие факт С, по-разному объясняют причины этого явления. Напр., Парсонс связывал изменения в сфере отношений людей к религии со структурной дифференциацией обществ, ин-тов, приводящей к отделению религии от политики, права, морали. Эту т. зр. разделял амер. социолог Грили. Схема эволюции религии, предлагаемая Беллой, исходит из того, что религиозность все более индивидуализируется, выбор тех или иных верований становится актом свободного решения каждого члена об-ва. Англ. социолог Мартин, опубликовавший в конце 70-х гг. книгу «Общая теория секуляризации», наличие или отсутствие С. в той или иной стране объясняет влиянием трех осн. факторов: наличием или отсутствием в стране религ. монополии; спецификой опред. конфессии; наличием в стране внутр. социальных конфликтов, способствующих С, или внешних конфликтов (напр., борьбы за независимость), препятствующих С. Заслуживают внимания работы социологов феноменологического направления Бергера и Лукмана, опубликованные в 60-х гг., признававших С. всеобщей социальной тенденцией.
Занимаясь выявлением специфики С. в США, они пришли к выводу о существовании «скрытой секуляризации», проявляющейся в этой стране гл. обр. в «обмирщении» деятельности церквей, в переносе внимания с проблем культовой деятельности на проблемы воспитания детей, организации досуга молодежи, благотворительности и т. п. Содержательный анализ процесса С. дает в своих работах англ. социолог Б. Уилсон. Он связывает прогрессирующую С. с распадом прежних докапиталистических общностей, с деперсонализацией обществ, отношений. Попытки дать «синтетическое» понимание С. предпринял К. Доббелер.
По его мнению, она включает три «измерения»: 1) «лаицизацию», т. е. вытеснение религ. ин-тов из социальной жизни; 2) изменения в содержании самой религии (вероучения, культ), совершающиеся под воздействием совр. жизни; 3) уменьшение влияния религии на отдельных людей (ослабление культовой активности, утрата веры в нек-рые мифы и догмы и т. п.).
1.39 мб
Критика теории секуляризации в теории рационального выбора
В статье анализируется критика теории секуляризации (ТС) со стороны теории рационального выбора (ТРВ).